Тамбовская областная детская
клиническая больница
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Консультативно-диагностическая поликлиника:
8(4752)58-00-37
Консультативно-диагностическое отделение Перинатального центра: 8(4752)58-13-18
Электронная почта: post@odb.tambov.gov.ru
         Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и  характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения,  а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. На сегодняшний момент наука еще не имеет точного объяснения причин описанных симптомов, однако данные симптомы являются следствием нарушения сенсорного восприятия. То есть дети, страдающие аутизмом, как правило, изначально имеют проблемы при распознавании главной и побочной информации.  Когда требуется одновременно обработать слишком большое количество информации, очень часто люди с аутизмом не способны разделить целостную картину на отдельные значимые единицы, и поэтому они обрабатывают только те части, которые привлекли их внимание. Например, там, где обычный человек видит комнату, человек с аутизмом видит дверную ручку, ножку стола или мячик под креслом. Аутичные дети воспринимают окружающий мир и встреченных ими людей по «частям и кусочкам», в которых они сохраняют их собственные впечатления о происходящем вокруг и используют их в дальнейшем, чтобы распознавать места, предметы и людей. Судя по всему, люди с аутизмом расценивают каждую часть предмета как отдельный полноценный объект. Восприятие по частям требует больше времени и усилий, чтобы распознать что происходит с ними и вокруг них. Может казаться, словно они не чувствуют боль, не хотят помощи, не понимают, что они говорят, или не слушают. Однако через некоторое время произойдет обработка и осознание этих чувств — это может занять несколько минут, день, неделю, месяц или даже год с момента события. Они используют свои собственные нестандартные определения для мест, предметов и людей, чтобы действовать в окружающем мире.

            Мир для ребенка с аутизмом представляется хаосом, наполненном одинаково яркими и шумными детализированными стимулами, в котором чрезвычайно трудно ориентироваться и потому проще и, кажется, безопаснее от него закрыться. Чтобы чувствовать себя в безопасности, они создают шаблоны и ритуалы — стереотпиные действия. Они привносят спокойствие и порядок в их повседневную жизнь, которая иначе была бы непредсказуемой и пугающей. Даже малейшее изменение в окружающей обстановке или образе жизни может привести их в замешательство и расстроить. Стоит изменить любую деталь — и вся сцена становится другой, т.е. незнакомой. Чтобы ребенок с аутизмом мог распознать предмет, тот должен быть точно таким же, каким он его запомнил. Только тогда он поймет, что с ним делать. Если же есть отличия, ребенок не поймет, что делать – ведь образ ситуации изменился. Как результат возникают страх, стресс и раздражение. Это объясняет их противостояние любым изменениям в окружающей их среде и распорядку каждодневной жизни.

            Стереотипные действия ребенка с аутизмом, которые здоровому человеку представляются некоторой странностью, могут иметь несколько функций:

   защитная — чтобы уменьшить боль, возникающую из-за гиперчувствительности или сенсорной перегрузки;
— самостимулирующая — чтобы улучшить восприятие поступающей информации в случае пониженной чувствительности;
— компенсирующая — чтобы понять окружающую обстановку в случае «недостоверной» сенсорной информации (фрагментация, искажение);
— бессилие изменить что-то;
— создать приятные ощущения — что помогает «уйти в себя», отдалиться от сбивающей с толку и подавляющей окружающей обстановки.

            Если самостимуляция является причиной различий в восприятии и служит средством компенсации, разумно поддерживать такое состояние (самостимуляцию), когда оно не является чем-то, что будет расценено как «ненормальность» окружающими, и если это не препятствует обучению. Привлечение ребенка в более социально подходящее состояние сенсорной стимуляции, как, например, качание на качелях или вращение на карусели, может помочь ребенку получить сенсорную стимулирующую информацию без вовлечения его в менее приемлемую форму поведения. Родитель или учитель могут использовать такие начальные «сенсорные» сеансы, чтобы установить взаимопонимание с ребенком. Множество детей, страдающих аутизмом, считающихся «низкофункциональными», могли бы развиваться, вести счастливую и более независимую жизнь, если бы их компенсирующие формы поведения были поняты, одобрены, развиты и улучшены.

            С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации ребенка с аутизмом, но без специализированной помощи и сопровождения такие дети могут остаться глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию. Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. Хорошо себя зарекомендовали такие методы как музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, трудотерапия, логоритмика, а также общение ребенка с животными: собаками, лошадьми. В процессе воспитания и обучения таких детей следует ориентироваться на сильные стороны ребенка, его преобладающие интересы, способности.

 

Основные принципы общения с ребенком, страдающим аутизмом:

1.      Выстраивайте разговор с малышом о том, что ему действительно интересно. Для этого определите объекты его увлечений и сферу творчества. Таким образом, вы сформируете оптимальные условия, чтобы малыш раскрылся для общения.

2.      Сведите к минимуму длину предложений при диалоге с ребенком.

3.      Полезно рисовать схемы или показывать малышу изображения простого типа. Таким образом, вы сможете продуктивно доносить свои идеи ребенку. Просто визуализируйте распорядок дня на карточках: завтрак – тарелка, обед – ложка, ужин – чашка, поход в школу – портфель, идти спать – подушка и т.д. Персонализация символом (цвет, форма и прочие особенности) поможет сформировать четкий график на день, что существенно облегчит задачу по развитию вашего ребенка.

4.      Выделяйте ребенку достаточное количество времени на осмысление. При необходимости могут понадобиться паузы. Не спешите задавать второй вопрос, если первый остался без ответа.

5.      При общении применяйте одни и те же слова. Например, при трапезе называйте блюда или предметы одинаково (без синонимов или жаргонных слов).

6.      Разговор должен начинаться с конкретного утверждения. Избегайте абстрактных вопросов «Как дела?», «Что делаешь?», «Как настроение/ самочувствие?». В противном случае малыш будет испытывать эмоциональное давление на себя. Как правильно поступить? Все просто. Похвалите его игрушку, прокомментируйте конкретную ситуацию, беседуйте на интересные для него темы.

7.      Уделяйте чаду достаточное количество внимания. Но для этого правильное выбирайте время. Разговор будет уместен в спокойной обстановке и в момент расслабленности.

 

 

Обратите внимание на особенности развития вашего ребенка, если:

Ребенок не реагирует или редко реагирует на обращение к нему по имени.

Ребенок постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной к нему речи.

Ребенок не улыбается или редко улыбается другим людям.

Ребенок не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12 месяцев.

У ребенка нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам.

У ребенка нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к возрасту 24 месяцев.

Ребенок утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки навыки в любой период в детском возрасте.

 

Если вы отмeчаете указанные симптомы у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.

 

 

 

 

JSN Medis 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework