Оказание (кризисной) помощи семье в стрессовой ситуации.
Медицинский психолог
ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница»
Перинатальный центр имени преподобной Марфы Тамбовской
Очнева
Елена Владимировна
Оказание психологической кризисной помощи беременным и женщинам с новорожденными детьми в условиях Перинатального центра.
Основные направления:
- Психологическое сопровождение беременных/семьи в кризисных ситуациях в условиях Консультативно-диагностического отделения.
- Психологическое сопровождение женщин родивших недоношенного ребенка или ребенка с патологией в условиях акушерского стационара.
- Психологическое сопровождение перинатальных потерь, профилактика патологического течения горя и поддержка семьи в ситуации утраты.
Оказание кризисной помощи в условиях Перинатального центра имеет свои особенности в зависимости от отделения, в котором находится пациентка, нуждающаяся в психологическом сопровождении.
Психологическая помощь предоставляется при согласии пациентки на консультацию психолога.
Кризисная помощь в консультативно-диагностическом отделении осуществляется при направлении женщины акушером-гинекологом на прием к психологу или самостоятельном обращении. Причины обращения к психологу повышенная тревожность, нарушение семейных отношений, социальные проблемы. А также медицинский психолог принимает участие в пренатальном консилиуме. При необходимости после консилиума проводится психологическое консультирование женщины/супружеской пары/семьи в соотвествии с эмоциональным состоянием и запросом пациентов.
В отделении патологии беременности медицинский психолог привлекается к оказанию помощи в случаях, когда у беременной наблюдался высокий уровень тревоги, связанный с предыдущими потерями беременности, повышенная тревожность перед родами, семейные конфликты. В консультировании беременных используются психодиагностические методики для выявления психологического компонента гестационной доминанты и уровня тревоги и депрессии (Тест отношений И.В. Добрякова, Госпитальная шкала тревоги и депрессии). С целью стабилизации эмоционального состояния, разрешения внутриличностных конфликтов применяются методики когнитивной терапии, семейной терапии, техники дыхания и релаксации.
В акушерском физиологическом отделении кризисное консультирование осуществляется в ситуации субъективной и объективной утраты (постановка диагноза, приводящего к инвалидизации ребенка или утрата беременности). В акушерском физиологическом отделении женщинам, дети которых были переведены в отделение реанимации и патологии новорожденных лечащим врачом назначаются консультации медицинского психолога, оказывается психологическая помощь. Послеродовой период у женщины отмечен большим числом психологических проблем. Они обусловлены особенностями эмоциональной сферы роженицы: повышенной сензитивностью, склонностью к беспокойству, страхами, изменением параметров семейной системы, социального статуса. Рождение недоношенного ребенка, ребенка с патологией усиливает стрессогенность жизненной ситуации, а в случае грубых нарушений блокирует значимые потребности и цели родителя, что определяет существенное напряжение адаптационных ресурсов.
При выявлении патологии у ребенка работа ведется в рамках семейно-ориентированного подхода. Психологическое сопровождение женщины осуществляется на различных стадиях принятия диагноза: шок, отрицание, протест, чувство вины, дезорганизация, реорганизация. Сотрудничество направлено на принятие диагноза и участие родителей (семьи) в реабилитационных мероприятиях. Проведение психокоррекции психоэмоционального состояния мам, родивших недоношенных детей, способствует снижению психоэмоционального напряжения и благоприятно влияет на выхаживание новорожденного, на формирование привязанности и способности мамы отвечать на потребности ребенка. Применяются методы психологической диагностики, психологическое консультирование, методы арт – терапии, когнитивной терапии, семейной терапии. В процессе психодиагностики оцениваются психоэмоциональное состояние, социальные и психологические характеристики семьи, особенности контакта родителя с медиками. Психологическое консультирование направлено на выработку стратегий преодоления жизненных трудностей, связанных с уходом и воспитанием ребенка, создание позитивного образа ребенка, актуализации родительской позиции, снижение интенсивности переживаний.
- Сообщение родителям диагноза заболевания ребенка или иной негативной информации проводится соответственно правилам изложенным в информационно - методическом письме Министерства здравоохранения РФ
(Министерство Здравоохранения РФ от 28.06.2021№15-1/И/-9868 информационно – методическое письмо «Об этических правилах сообщения диагноза при рождении ребенка с инвалидизирующей патологией (или ее риском), в том числе наследственной и врожденной»).
- Психолог участвует в разговоре с семьей, по согласованию с врачом.
В отделении патологии новорожденных в консультации медицинского психолога нуждаются женщины, имеющие неблагоприятные эмоциональные состояния (повышенный уровень тревоги, длительные госпитализации во время беременности и после родов, отказ от лечения ребенка). Оказывается помощь, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, формирования привязанности в диаде мать-ребенок и ответственного родительского поведения.
В родовом отделении и отделении реанимации для женщин предоставляется психологическая помощь в случаях, когда женщина переживет экстренные события и нуждается в поддержке (антенатальные потери, эмоциональная дестабилизация во время родов).
В отделении гинекологии психологическая помощь оказывается женщинам, госпитализированным в отделение с целью прерывания беременности по медицинским показаниям. Психологическая помощь направлена на отреагирование эмоций и переживаний, связанных с потерей беременности, актуализации личностных, семейных ресурсов, формирование стратегий совладания, профилактика патологического переживания горя и отдаленных психосоциальных последствий.
Психологическое сопровождение перинатальных потерь, профилактика патологического течения горя и поддержка семьи в ситуации утраты.
Согласно протоколу совещания у Заместителя Правительства Р.Ф. О.Ю.Голодец от 8.07.2016г № ОГ-П12-170 с целью совершенствования медицинской помощи женщинам, одним из пунктов Комплекса мер, направленных на профилактику невынашивания и недонашивания беременности является: «С целью профилактики психологических последствий, женщины перенесшие потерю беременности, должны быть обеспечены возможностью консультации психолога».
Работа по сопровождению перинатальных потерь проводилась в направлениях:
- стабилизация актуального эмоционального состояния,
- выявление ресурсов обеспечивающих нормальное течение горя в период госпитализации и после выписки из стационара,
- информирование о методах взаимодействия с женщиной в ситуации перинатальной потери родственников и медицинский персонал,
- информирование о помощи семье после выписки из стационара.
Профилактика стрессовых ситуаций в послеродовом периоде:
- психопрофилактические занятия по подготовке к родам
- подготовка к партнерским родам.
Мероприятия, направленные на снижение актуальной тревожности связанной с предстоящими родами, а также способствующие снижению стрессовых реакции после родов:
Психопрофилактические занятия по подготовке к родам.
Программа для беременных «Школа будущих мам».
Цель: снижение тревоги, страхов связанных с беременностью, адаптация к изменениям и решение психологических проблем на данном этапе беременности, формирование образа ребенка и эмоциональной связи с ним, подготовка к родам.
Задачи:
- Информирование о физиологических и психологических изменениях во время беременности.
- Коррекция страхов, тревожности связанных с беременностью и родами.
- Обучение пренатальному воспитанию и общению с ребенком до рождения.
- Подготовка к родам, обучение навыкам поведения в родах (дыхание, расслабление, потуги).
- Формирование установки на грудное вскармливание.
- Формирование навыков ухода за новорожденным, информирование о потребностях и эмоциональной привязанности в раннем возрасте.
- Профилактика эмоциональных нарушений, семейных конфликтов после родов.
Целевая аудитория: беременные со сроком 28-35 нед. гестации.
Возможно посещение занятий в консультативно-диагностическом отделении вместе с мужем.
Механизмы реализации (методы, методики): групповые методы перинатальной психологии, методы арт-терапии; когнитивной терапии, релаксационные тренинги; просмотр видеоматериалов.
Ожидаемые результаты: улучшение эмоционального состояния беременной, включение в общение с ребенком, приобретение навыков поведения в родах, ухода за ребенком.
Этапы реализации:
1.Формирование групп беременных со сроком гестации 28 нед-35 нед.
- Проведение занятий. Курс рассчитан на 5 - 8 занятий, продолжительностью 60-90 минут 2 раза в неделю.
Темы занятий:
Занятие №1 Тема: «Изменения, происходящие в организме женщины во время беременности»
Теоретическая часть. Знакомство участниц группы. Формирование запроса на получение психологической, информационной помощи в ходе занятий. Информирование о изменениях, происходящие в организме женщины во время беременности.
Практическая часть. Объединение группы, осознание собственных чувств и переживаний, связанных с беременностью и предстоящими родами. Арттерапевтическое занятие.
Занятие №2. Тема: «Взаимодействие с малышом во время беременности. Пренатальное воспитание»
Теоретическая часть Внутриутробное развитие малыша. Взаимодействие с малышом во время беременности.
Практическая часть Просмотр видеофильма. «Я и мой ребенок»- формирование образа ребенка и привязанности к малышу. Арттерапевтическое занятие.
Занятие №3. Тема «Предвестники родов. Что такое «схватка».»
Теоретическая часть Информационный блок дает представление об ощущениях женщины накануне родов. О физиологических и психологических изменениях знаменующих начало родов. Представление о «схватке», продолжительности и цели сокращения матки.
Практические занятие: Релаксация, как способ снятие эмоционального напряжения. Брюшное дыхание.
Занятие №4. Представление о родах. Периодизация родов. Поведение женщины в первом периоде родов.
Теоретическая часть Информирование о периодах родов, их цели и продолжительности. Поведение женщины в первом периоде.
Практические занятия: позиции тела в первом периоде родов. Поведение в родовой палате.
Занятие № 5. Тема: «Методы релаксации, дыхательные техники во время родов»
Теоретическая часть Предоставляется информация о техниках дыхания во время родов, о методах регулирования своего эмоционального состояния, снижении болевых ощущений.
Практические занятия: освоение способов дыхания, методов обезболивания и релаксации во время родов, проигрывание поведения женщины в каждом периоде родов.
Занятие № 6 Поведение женщины во втором и третьем периодах родов. Особенности послеродового периода.
Теоретическая часть Информирование о продолжительности, задачах второго и третьего периодов. Формирование оптимального для протекания родовой деятельности поведения женщины.
Практические занятия: Позиции тела, дыхание во втором периоде родов. Как правильно тужиться. Правило потуги. Видеоматериалы. Упражнение Кегеля.
Занятие № 7 Тема: Грудное вскармливание.
Теоретическая часть Особенности послеродового периода. Профилактика послеродовой депрессии. «Полезные функции» грудного вскармливания. Основные правила и приемы. Правила сцеживания.
Практические занятия Обучение правилам кормления и сцеживания. Просмотр видеофильмов с демонстрацией грудного вскармливания, сцеживания. Арттерапевтическое занятие.
Занятие № 8 Тема: «Уход за новорожденным. Изменение семейной системы после рождения ребенка»
Теоретическая часть Уход за ребенком дома. Основные правила ежедневного туалета, пеленание. Приемы массажа детей первого года жизни. (Видеоматериалы).
Изменение семейной системы после рождения ребенка.
Практические занятия Отработка навыков пеленания. Колыбельные для малышей. Изменение границ, ролей в семейной системе после рождения ребенка. Профилактика послеродовой депрессии.
Индивидуальные занятия по подготовке к родам с применением метода функционального биоуправления (БОС) в консультативно-диагностическом отделении.
Цель: коррекция психосоматического состояния пациенток акушерско-гинекологической практики и психофизиологическая дородовая подготовка на основе функционального биоуправления с обратной биологической связью.
Задачи:
- Выявление наличия и структуры тревожных переживаний беременной.
- Формирование навыков общей мышечной релаксации, развить или восстановить мышечное чувство, обучить координированному управлению мышечным напряжением.
- Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию и использованию вариантов этого дыхания в каждом периоде родов.
- Обучение беременных навыкам саморегуляции в родах.
- Психосоматическая адаптация женщин после родов, коррекция нарушения ночного сна, становление лактации.
Целевая аудитория:
- Беременные, наблюдающиеся в консультативно - диагностическом отделении.
- Беременные посещающие занятия амбулаторно.
Механизмы реализации (методы, методики): метод функционального биоуправления.
Ожидаемые результаты:
- Беременная получает комплексную психофизиологическую подготовку к родам: беременная эмоционально настроена на роды, более стрессоустойчива, имеет навыки дыхания и поведения в первом и во втором периодах родов.
- Улучшение психоэмоционального состояния беременной.
Этапы реализации:
- Назначение акушером-гинекологом беременной сеанса функционального биоуправления.
- Рекомендации беременным, посещающих занятия «Подготовка к родам», сеансы функционального биоуправления.
- Информирование в социальных сми о методе функционального биоуправления и его практическом применении.
Индивидуальная психофизиологическая подготовка к родам на основе метода биоуправления.
Ф.И.О.___________________________________________________
Год рождения_______
Срок беременности__________________
Принята на цикл психофизиологических занятий по подготовке к родам.
(ч.м.г)___________________
Содержание |
Дата посещения |
Продолжительность занятия |
1.Диагностика Функциональная диагностика: оценивается уровень психического напряжения. Периодизация родов.
|
|
|
2.Подготовка к первому периоду родов (периоду схваток). Отработка навыков дыхания, расслабления, поведения во время схваток.
|
|
|
3.Подготовка ко второму периоду родов (периоду потуг). Дыхание и адекватное поведение в период потуг. Особенности послеродового периода.
|
|
|
4.Заключительное диагностическое занятие. Контроль за качеством выработанных навыков, оценка динамики состояния женщины. Применение полученных навыков в послеродовом периоде.
|
|
|
Медицинский психолог _________________________________Очнева Е.В.
Подготовка к партнерским родам.
Цель: информирование и обучение пары стратегиям поведения в родах.
Задачи:
1.Выявить мотивацию совместных родов, цели партнерства и запрос пары на занятия.
2.Информировать об организационных вопросах партнерских родов.
- Информирование о взаимодействии с сотрудниками роддома, о правилах поведения в роддоме.
4.Информировать о физиологии родов, о поведение пары в каждом периоде родов.
5.Обучение навыку диафрагмального дыхания, освоение навыка контроля дыхания, отработка техник релаксации в родах.
Целевая аудитория: пары, планирующие семейно-ориентированные роды.
Механизмы реализации (методы, методики): метод клинической беседы, метод функционального биоуправления, методы семейного психоконсультирования.
Ожидаемые результаты: В результате проведенных занятий пара должна иметь представление о правильном поведении в каждом из периодов родов, партнер должен иметь навыки помощи в родах. В конце курса эмоциональное состояние женщины и ее мужа должно улучшиться: пара становится более уверенной, более спокойной.
Этапы реализации:
- Консультирования пары при принятии решения о партнерских родах, выявление мотивации.
- Проведение занятий по подготовке к партнерским родам
Содержание занятий по подготовке к партнерским родам:
Основная мотивация присутствия мужа в родах – психологическая поддержка жены на периоде схваток, а также желание участвовать в важном
событии семьи - рождении ребенка. Сохранение эмоциональной стабильности, знание как себя вести и что делать в каждом периоде родов помогут родителям с радостью встретить своего малыша. Курсы по подготовке к партнерским родам направлены на приобретение необходимых навыков. Предусмотрено три занятия по подготовке к партнерским родам. Пары по желанию выбирали количество занятий от 1 до 3.
Занятие №1.
На первом занятии рассматриваются три периода родов, что происходит с организмом в каждом периоде родов, какие ощущения и переживания испытывает женщина, что такое «схватка», «потуга», как правильно воспринимать и понимать сигналы тела.
- физиология родов;
- как взаимодействовать с сотрудниками роддома, правила поведения в роддоме; организационные вопросы;
- основы психологической поддержки роженицы в сложный период;
Занятие №2.
На втором занятии проводится отработка навыков дыхания во время схваток, правильных потуг, техник массажа и релаксации во время родов.
Эти техники помогут снизить болевые ощущения во время родов, настроиться на помощь ребенку, полученные навыки муж будет применять в родах: напоминать, как правильно дышать, успокаивать, делать массаж и просто быть рядом.
- отработка навыков дыхания с помощью программы БОС;
- техника потуг, позволяющая избежать разрывов и травм;
- техники массажа и позиции тела во время родов.
Занятие№3
На третьем занятии закрепляются полученные навыки, отрабатывается «сценарий партнерских родов», рассматриваем ситуации, когда может быть кесарево сечение, муж практикует способы оказания помощи жене и ребенку на каждом этапе родов.
- экскурсия в родовое отделение.
- «сценарий партнерских родов»;
- особенности раннего послеродового периода.