Развитие мелкой моторики
От мелкой моторики к речи!
Зачем нужно развивать мелкую моторику:
-точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
-близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
-чем больше нагрузка на пальчики, тем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
-мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
-точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.
Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения, на раннем этапе жизни обязательно разминаем пальчики, ладошки, делаем мягкий массаж ручек, в том числе и массажным мячиком. Учимся показывать свой возраст на пальчиках, загинать/разгибать пальчики, соединять их попеременно друг с другом, хлопать в ладоши, осваиваем «Сороку-белобоку» и «Козу рогатую». Этим вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны. После 1 года во время приема пищи ежедневно предлагаем своему крохе ложку или детскую вилку с тупыми зубчиками. Это будет способствовать развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Игры, которые способствуют развитию мелкой моторики:
- игры-шнуровки;
- музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами;
- сортировка мелких предметов;
- игры с мозаикой;
- пирамидки, кубики любого размера, конструктор, сортёр;
- одеваем и раздеваем игрушки;
- рисуем (пальчиковые краски, акварель, карандаши);
- лепим из пластилина, теста, глины;
- сочетаем пластичные и твердые предметы (украшаем «пирог из теста» бусинками, горохом, макаронами);
-изготавливаем аппликации из бумаги, такни, пластилина;
- играем в песочнице (строим замки, насыпаем/высыпаем песок из ведерка, лепим пасочки);
- играем в рыбака (ловим в ванной или тазике игрушки сачком или удочкой);
- читаем с мамой и помогаем ей перелистывать странички;
- развязываем узелки.
Развитие речи ребенка полностью в руках ребенка. В прямом смысле этого слова. А развитие речи – это его будущее! В зависимости от того насколько развита его речь, развит и его интеллект, а значит от этого будет зависеть с трудом или с легкостью он овладевает знаниями, интересен или неинтересен ему прекрасный мир, который его окружает.
Удачи!
Пыльнева Ирина Александровна,
Медицинский психолог,
ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница».