Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Этот день был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом. Международная классификация болезней 10-го пересмотра характеризует детский аутизм как общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения.
Детский аутизм встречается у 2-5 детей на 10 000 детской популяции. Число же детей с расстройствами аутистического спектра составляет 20 на 10 000 детского населения. Начальная симптоматика выявляется до 3-летнего возраста.
Аутизм характеризуется 3 группами расстройств:
1. нарушения в социальном взаимодействии;
2. нарушение коммуникабельности и воображения;
3. значительно сужение интересов и активности.
Именно поэтому раннее выявление риска наличия расстройства аутистического спектра у детей раннего возраста считается приоритетным для психологической службы ГБУЗ «ТОДКБ». Дети раннего возраста, направленные к психологу из кабинета катамнеза, отделения грудного возраста, неврологического отделения, имеющие особенности в развитии, проходят необходимое психологическое обследование, которое включает в себя сбор анамнеза, наблюдение за игровой, произвольной деятельностью и характером коммуникации ребенка, а также использование модифицированного скринингового теста на аутизм для детей раннего возраста (M-CHAT-R/F). Дети с выявленным риском развития расстройства аутистического спектра или уже имеющие данный диагноз получают психокоррекционную помощь.
Основные задачи психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом.
1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком, обучение его простым навыкам контакта.
2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.
4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.
5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм, двигательные стереотипии и пр.).
6. Организация реабилитационного взаимодействия в диаде «родитель-ребенок».
«Семья – естественная среда существования аутичного ребенка, – говорит Ирина Пыльнева, медицинский психолог ГБУЗ «ТОДКБ», - поэтому чрезвычайно важна работа с родителями. Она предусматривает повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, коррекцию неконструктивных форм поведения родителей, переход в позицию взаимодействия. Основные усилия совместной работы направлены на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков, достижение высокого уровня адаптации ребенка к реальной жизни».
В честь Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, 2 апреля на базе ГБУЗ «ТОДКБ» психологами было проведено групповое занятие для родителей детей раннего возраста, на котором были рассмотрены клинические проявления раннего детского аутизма, а также основные методы психокоррекции.