Тамбовская областная детская
клиническая больница
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Консультативно-диагностическая поликлиника:
8(4752)58-00-37
Консультативно-диагностическое отделение Перинатального центра: 8(4752)58-13-18
Всероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122
Электронная почта: post@odb.tambov.gov.ru

ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница»

 

Методические рекомендации для родителей

детей после кохлеарной имплантаии.

 

 

После подключения речевого процессора наступает новый этап в жизни  ребенка – освоение мира звуков. В этот период ребёнку необходимы регулярные занятия с дефектологом-сурдопедагогом. Но главная роль в освоении звуков принадлежит семье.

Самыми необходимыми условиями Вашего нового поведения с ребенком должны быть:

первое – вы по-новому относитесь к звукам сами и приобщаете к ним ребенка.

После подключения процессора надо насытить обстановку звучаниями, обращать внимание ребёнка на звуки  (лай собаки, шум пылесоса, музыку, звонок будильника, звучание музыкальной игрушки и т.п.). В первые две недели следует избегать слишком громких раздражающих звуков или, наоборот, слишком тихих. Привлекайте внимание ребенка сначала одними и теми же звуками, пусть их будет всего 2 – 3. Например, звуковая игрушка со световым эффектом, хорошо слышимый звонок будильника и звучание гармошки. Когда малыш начнет реагировать на эти звуки, введите еще 1 – 2 новых звучания. Важно, чтобы ребенок учился и сам вызывать звучания – греметь погремушкой, сжимать пищалку и т.п.

Старайтесь сами замечать те звуки, на которые ранее не очень-то обращали внимание – шум воды из крана, свисток чайника, шум стиральной машины и т.п. Для ребенка, обретающего слуховое восприятие, теперь должно быть все понятно – что это за звук и откуда он.

Второе – вы должны изменить свою речь.

Еще одна важная сторона общения с ребенком после кохлеарной имплантации – новая манера общения – речевого и неречевого. Эмоциональная речь, сопровождение ее естественными жестами, обыгрывание игрушек, диалоги с игрушечными персонажами, смешные «сценки», игры – все это обязательно должно прийти в вашу жизнь, общение с малышом. Хороводы, потешки, коротенькие песенки, звукоподражательные игры –  консультируйтесь у сурдопедагога, как проводить их и обязательно «внедряйте в жизнь». Постоянно говорите с ребенком, комментируя то, что сейчас интересует его, объясняйте происходящее вокруг. Говорите голосом нормальной громкости, чуть замедленно. Длинные сложные фразы не используйте. Пусть звучат короткие предложения, повторяются одни и те же слова. Интонация должна быть выразительной.

Когда вы о чем-то просите ребенка, произнесите сначала фразу, и лишь потом подскажите жестом, чего вы от него хотите. Например, вы говорите: « Бросай мяч!» и вслед за этим даете мяч и подставляете руки, как бы приготовившись ловить мячик.

 

Итак, еще раз остановимся на правилах вашей «новой речи». Вот они:

·        Говорите с ребенком голосом нормальной громкости, ни в коем случае не усиливая звучание. Слишком большая громкость искажает звуки для ребенка после кохлеарной имплантации. Помните, что фоновый шум может его утомлять.

·        Не говорите быстро. Очень хорошо, если вы говорите фразу в обычном или чуть замедленном темпе. Если ребенок не понял ее – можно повторить еще медленнее, подсказать взглядом и жестом ее смысл. Не дробите слово на слоги. Произносите слово слитно, замедленно, с ударением.

·        Важно сначала высказать просьбу только устно, и лишь вслед за этим, если ребенок не понял, пояснить жестом ее содержание.

·        Речь должна быть интонированная, выразительная. «Играйте» интонациями. Говорите эмоционально, заинтересовывая малыша своей речью, ее звучанием. Используйте междометия (Ой! Ах! Ну и ну! И т.п.).

·        Старайтесь не использовать слишком сложных фраз. Полезнее разбить длинную фразу на две – три коротких. Между фразами лучше делать небольшие паузы.

 

Всему этому можно и нужно обучиться. Надо пройти несколько тренинговых обучающих занятий в сурдологическом кабинете. Консультируйтесь у более опытных родителей, чьи дети уже хорошо разговаривают именно благодаря правильно организованному речевому, игровому домашнему общению.

Содержание занятий индивидуально, оно обсуждается с дефектологом-сурдопедагогом. Можно использовать педагогические пособия.

Домашние занятия должны составлять не менее 70% от всех реабилитационных мероприятий в первые недели и месяцы после кохлеарной имплантации.

Посещение специальной дошкольной группы детского сада для детей с нарушенным слухом  крайне нежелательно после кохлеарной имплантации, так как нормально слышащий ребенок не сможет полноценно развиваться среди неслышащих сверстников. Посещение массового детского сада возможно, но необходимо помнить, что в первый год после кохлеарной имплантации большое внимание должно уделяться индивидуальным занятиям по развитию слуха с родителями в домашних условиях.



Литература для родителей:

1.     О. В. Зонтова, «Занимаемся с Ушариком», - С.- Петербург, 2012

2.     И. В. Королева, «Учусь слушать и говорить», - С.- Петербург, 2014

3.     «Занимаемся с бегемотиком Тошей», - Исток-Аудио, г. Фрязино.

4.     Сборник «Психолого-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации», - ИКП РАО, Москва.

 

Компьютерные игры, пособия:

1.     «Я в мире звуков»

2.     «Звучалки»

3.     «Голоса животных для детей»

 

Консультации, тренинги, открытые занятия, знакомство с лучшим опытом

занятий родителей детей после кохлеарной имплантации,  можно получить в «Школе родителей» при областной детской консультативной поликлинике  по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 80, кабинет № 222 (контактный тел. 8 – 902 – 72-05-822)

Составитель: сурдопедагог-дефектолог сурдологического кабинета

 ГБУЗ «Тамбовская областная детска клиническая больница»

 Т.А. Николенко



ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

с информацией об оказании межведомственной медицинской, коррекционно-педагогической и социальной помощи  детям с нарушениями слуха

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок состоит на учете в сурдологическом кабинете ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница». В кабинете работают: врач-сурдолог, медицинская сестра – аудиометрист, дефектолог-сурдопедагог, логопед, психолог.  На каждого ребёнка с нарушением слуха составляется план реабилитационных мероприятий. В сурдологическом кабинете ГБУЗ «ТОДКБ» Ваш ребенок будет регулярно обследоваться врачом-сурдологом, получать коррекционно-педагогическую помощь дефектолога-сурдопедагога, логопеда.

 По всем вопросам медицинской и слухоречевой реабилитации Вашего ребёнка, а именно:

- оформление инвалидности;

- составление графика занятий с сурдопедагогом-дефектологом, логопедом, психологом;

- слухопротезирование, замена слуховых аппаратов;

- подбор образовательного маршрута;

- направление в Федеральный центр аудиологии и слухопротезирования для проведения компьютерной аудиометрии,  отбора  для кохлеарной имплантации и др.,

необходимо обращаться к специалистам сурдологического кабинета ГБУЗ «ТОДКБ» - кабинеты № 220-222, время работы 800 – 1430 , понедельник – пятница, телефон 58-00-37, предварительная запись в территориальной поликлинике через медицинскую информационную систему.

Коррекционно-педагогическую и социальную помощь  детям с нарушением слуха оказывают  учреждения образовательного и социального ведомств:

    Оформление инвалидности.

По рекомендации врача-сурдолога участковый педиатр оформляет направление на медико-социальную экспертизу, адрес МСЭ:г. Тамбов, ул. Гоголя, 6 «б», предварительная запись по телефону: 8(4752)70-32-71.

Слухопротезирование.

Для детей-инвалидов слуховые аппараты по рекомендации врача-сурдолога выдаются бесплатно. Для этого необходимо оформить документы  в региональном отделении Фонда социального страхования РФ, адрес: г. Тамбов, пр. Новый, д.1, телефон: 57- 70- 11

Получение, компьютерный подбор цифровых слуховых аппаратов, изготовление вкладышей для слуховых аппаратов организовано в учреждениях: 

- Центр Хорошего слуха «Радуга звуков», адрес: г.Тамбов, ул. Московская, 29 ,  каб. 438, телефон: 79-67-99;

-  ООО «Медтехника», адрес: г.Тамбов, ул. Московская 19а, телефон: 71-06-71.

 Выбор образовательного маршрута.

По рекомендации врача-сурдолога участковый педиатр выдаёт направление на психолого-медико-педагогическую комиссию. После обследования детей специалисты комиссии выдают рекомендации по организации обучения (в том числе – инклюзивного), по выбору образовательного учреждения.

Адреса психолого-медико-педагогических комиссий:

 - Областная психолого- медико- педагогическая комиссия:

  г.Тамбов, ул. М.Горького, д.6, телефон: 72-84-63.

 - Психолого-медико-педагогическая комиссия г. Тамбова:

г.Тамбов, ул. Рабочая, 4а, телефон: 53-73-38.

  Образовательные учреждения, в которых обучаются дети с нарушением слуха:

-  ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», адрес: Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Заводская, 2 –а, тел. 56-80-92, 56-88-82;

- ОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония», адрес: г. Рассказово, ул. Цыплухина, д.2а, тел.: 8-475-31-272-44, 8-475-31-275-12.

-  Детский сад № 71 «Незабудка», адрес: г.Тамбов. ул.Пензенская, 69 , телефон: 47-05-96

-  Детский сад «Лучик», адрес:г. Мичуринск, Липецкое шоссе, 45. тел. 8 475 45 20 393

- Средняя общеобразовательная школа №5 г. Тамбова, класс для детей с нарушением слуха.

 Центры, оказывающие коррекционно-педагогическую помощь в виде индивидуальных занятий.

- ТОГБУ центр социального обслуживания населения «Забота»,  адрес: г. Тамбов,  ул. Московская,  27 а, тел.: 72-10-08, 71-01-60;

– ресурсный центр развития и коррекции детей с нарушением слуха и речи ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», адрес: Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Заводская, 2 –а, тел. 56-80-92, 56-88-82;

- ОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония», адрес: г. Рассказово, ул. Цыплухина, д.2а, тел.: 8-475-31-272-44, 8-475-31-275-12.

– Детский сад № 71 «Незабудка», адрес:г.Тамбов. ул.Пензенская, 69,  тел. 47-05-96

– Детский сад «Лучик», адрес: г. Мичуринск, Липецкое шоссе, 45, тел. 8 475 45 20 393.

ТОГБОУ«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»,     адрес: Тамбов, ул. М. Горького, 6. тел. 71-16-35.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

с информацией об оказании медицинской, коррекционно-педагогической  помощи  детям после кохлеарной имплантации.

 

Уважаемые родители!

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими потерями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но и система мероприятий, включающая отбор пациентов, комплексное диагностическое обследование, хирургическую операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию.

Основной особенностью реабилитации детей после кохлеарной имплантации можно считать: то, что у глухого ребенка, по существу, одномоментно пороги слуха приближаются к нормальным, а мозговые центры при этом не умеют анализировать звуки. Поэтому главной целью реабилитации в первые 6-12 мес. использования КИ является развитие слухового восприятия с КИ и слухового контроля собственной речи.

Для эффективной реабилитации ребёнка после кохлеарной имплантации необходима слаженная работа семьи, специалистов сурдологического кабинета ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница», специалистов Федеральных центров реабилитации слуха, сурдопедагогов учреждений  образовательного и социального ведомств.

Ваш ребенок состоит на учете в сурдологическом кабинете ТОГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница». В кабинете работают: врач-сурдолог, медицинская сестра – аудиометрист, дефектолог-сурдопедагог, логопед, психолог.  По всем вопросам слухоречевой реабилитации Вашего ребёнка, а именно:

- оформление инвалидности;

- составление графика занятий с сурдопедагогом-дефектологом, логопедом, психологом;

- направление в Федеральный центр реабилитации слуха;

- подбор образовательного маршрута;

- замена речевого процессора системы кохлеарной имплантации и др.,

необходимо обращаться к специалистам сурдологического кабинета ГБУЗ «ТОДКБ» - кабинеты № 220-222, время работы 800 – 1430 , понедельник – пятница, телефон 58-00-37, предварительная запись в территориальной поликлинике через МИС.

Сразу после операции по кохлеарной имплантации и настройки речевого процессора необходимо обратиться в сурдологический кабинет ГБУЗ «ТОДКБ». В кабинете ребёнок будет получать коррекционно-педагогическую помощь дефектолога-сурдопедагога по развитию слуха и речи. Занятия с сурдопедагогом проводятся по индивидуальному графику.

Кроме того, коррекционно-педагогическую помощь детям после кохлеарной имплантации можно получать в учреждениях  образовательного и социального ведомств:

 - ТОГБУ центр социального обслуживания населения «Забота»,  адрес: г. Тамбов,  ул. Московская,  27 а, тел.: 72-10-08, 71-01-60;

– ресурсный центр развития и коррекции детей с нарушением слуха и речи ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», адрес: Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Заводская, 2 –а, тел. 56-80-92, 56-88-82;

- ОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония», адрес: г. Рассказово, ул. Цыплухина, д.2а, тел.: 8-475-31-272-44, 8-475-31-275-12.

– Детский сад № 71 «Незабудка», адрес:г.Тамбов. ул.Пензенская, 69,  тел. 47-05-96

– Детский сад «Лучик», адрес: г. Мичуринск, Липецкое шоссе, 45, тел. 8 475 45 20 393.

ТОГБОУ«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»,     адрес: Тамбов, ул. М. Горького, 6. тел. 71-16-35.

В соответствии с письмом МЗ РФ 01.10.2014г МЗ РФ «О медицинской реабилитации детей после кохлеарной имплантации» реабилитация в Федеральных центрах должна проводится через 3, 6, 9, 12, 18, 24 месяца после подключения речевого процессора.



     Федеральные центры, осуществляющие медицинскую реабилитацию, в том числе настройку и замену речевого процессора КИ:

ФГБУ, где выполнялась кохлеарная имплантация;

ФГБУ «Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха)»

Минздрава России, адрес: г. Москва, г. Троицк, ул. Нагибина, д. 4, стр. 1.

Реабилитация в Федеральных центрах осуществляется за счёт средств ОМС.

 Направление в Федеральный центр реабилитации слуха (форма 057/у) оформляет участковый педиатр по рекомендации врача-сурдолога ГБУЗ «ТОДКБ».

 

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ОБ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ

 

   Планомерное развитие слухового восприятия ребенка с нарушенным слухом необходимо проводить дома ежедневно. При этом важно соблюдать несколько важных условий.

1.     Обязательно приучите ребенка к ношению слуховых аппаратов, как бы ни было это трудно на первоначальном этапе. Вполне возможно, что малыш в первые дни и даже недели будет пытаться снять с себя аппараты, так как носить их для него непривычно. Ласково, но настойчиво ежедневно приучайте к слуховым аппаратам.

2.     Уделяйте ежедневно время специальным занятиям по развитию слухового восприятия. Сначала это могут быть всего несколько минут, затем время специального развития слуха постепенно увеличивается. Упражнения в игровой форме для ваших занятий вы можете получить на консультациях дефектолога-сурдопедагога.

3.     Слуховое внимание ребенка надо формировать ежедневно и вне занятий. Например, прозвучал звонок в коридоре. Обратите внимание ребенка на звук, выйдите с ним в коридор, скажите: «Кто там? Кто пришел?», затем откройте дверь. Вскоре малыш будет связывать звучание дверного звонка с тем, что кто-то пришел и начнет внимательнее прислушиваться к звучанию.

4.      Осуществляйте время от времени «контрольные проверки» эффективности занятий. Это можно сделать с помощью специалиста-сурдопедагога. Этапные проверки помогут выявить проблемы в развитии тех или иных сторон формирования слухового восприятия.

5.     Систематически не менее раза в полгода в первое время ношения слуховых аппаратов необходима проверка и уточнение их настройки.

 

Составитель Т. А. Николенко

 

 

 

 

JSN Medis 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework