Кохлеарная имплантация: проблемы и перспективы
В поликлинике у дверей кабинета детского сурдолога малыш лет пяти разговаривает с мамой. «А мы скоро пойдем в буфет? Он уже открылся?». Казалось бы, такие обыденные, простые слова говорит ребенок. Но сидящая рядом женщина с шестилетней девочкой вздыхает: «Вы счастливые. Ваш ребенок разговаривает. А у моей дочки тугоухость четвертой степени, очень плохо говорит». Мать мальчика показывает на необычную круглую пластинку на его голове: «Что вы! У моего глухота полная! Спасибо, кохлеарную имплантацию сделали. Но чтобы так заговорил, потрудиться пришлось очень много!».
Кохлеарная имплантация – самый современный метод помощи при глухоте. После проведения операции кохлеарной имплантации и подключения речевого процессора дефектолог-сурдопедагог встречается со «слышащим глухим». Перед ним и родными малыша встает задача: перевести ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи, что открывает перспективу дальнейшего продуктивного и спонтанного развития взаимодействия с миром, аналогично тому, как это происходит со слышащим малышом раннего возраста. Результатом работы на первом этапе должно стать естественное (слуховое) поведение ребенка в повседневной домашней жизни. В дальнейшем ребенок, накапливая все больше слуховых образов, обучаясь дифференцировать их, начинает развиваться, приближаясь к модели развития ребенка с нормальным слухом. Это дает возможность повысить вероятность успешной интеграции в дальнейшем в общеобразовательные учреждения, социализации в обществе.
В нашей области к настоящему времени имплантировано более 30 неслышащих детей в возрасте от 2,5 до 17 лет. Около трети детей с имплантами достигли очень высокого уровня реабилитации. Более чем у половины остальных детей значительно улучшилось слуховое восприятие, понимание речи и произносительная сторона собственной устной речи. Однако можно добиваться и более значительных результатов.
Важна правильная организация послеоперационной реабилитации. Некоторые дети обучаются в условиях специальных (коррекционных) групп для глухих и слабослышащих детей. Здесь, несмотря на систематическую, крайне необходимую коррекционно-развивающую сурдопедагогическую работу, имплантированным детям подчас не хватает пребывания в среде нормально слышащих сверстников. (Это можно поправить – специальным «внедрением» ребенка время от времени в группы или классы слышащих воспитанников образовательного учреждения и т.п.) Другие дети посещают массовые детские сады, где нет соответствующих специалистов. И это, как подтверждает практика, при непродуманном подходе может привести к нежелательному результату. Так, несколько имплантированных детей, проводивших время только среди слышащих, остались, тем не менее, на низком уровне слухоречевого развития – сказалось недостаточное участие специалистов-сурдопедагогов и самих родителей. Где бы ребенок ни получал сурдопедагогическую помощь, прежде всего, нужна правильная работа с малышом родителей. Нельзя переоценить значение обучения родителей активному участию в развитии слухового восприятия, понимания речи, устного общения малыша. Тут помогают и консультации, и обучение методике, и изучение опыта активно и успешно занимающихся со своими детьми мам и пап.
Вернемся в поликлинику, к разговору матерей неслышащих детей. Мама плохо говорящей девочки удивляется: «Зачем же заниматься, когда мальчик и так все слышать стал?». «Без занятий – причем, прежде всего, наших, родительских – нельзя добиться хороших результатов – это проверено на опыте. Ведь старшая дочка у меня с третьей степенью – а говорит похуже, чем этот, младший. Мы с мужем молодые были, обратились к сурдологу поздно, в специальное учреждение тоже поздно отдали, да и не понимали всю важность родительской работы. А с младшим – научились правильно заниматься, сурдопедагоги помогли».
Очень важно как можно раньше выявить нарушение слуха у ребенка, выбрать адекватный путь реабилитации, в том числе, если возможно, то и с использованием имплантации. Но не менее важно и до и после кохлеарной имплантации добиваться максимально эффективного участия родителей в развитии слуха и речи своих детей.
Дефектолог ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» НИКОЛЕНКО ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА
Публикация дифектолога Николенко Т.А. в газете «Тамбовская жизнь» на тему: «Кохлеарная имплантация: проблемы и перспективы» 08.07.2015года.
Публикация дефектолога Николенко Т.А. в газете: «Притамбовье» на тему: «Кохлеарная имплантация» 15.07.2015г.