Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется двумя компонентами:
o С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
o Часто допускает ошибки из-за небрежности
o Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
o Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
o Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
o Избегает задания, требующие длительной концентрации
o Часто теряет свои вещи
o Легко отвлекается на посторонние стимулы
o Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
· Гиперактивность:
o Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках
o Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
o Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
o Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге
o Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»
o Часто бывает болтливым
o Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца
o Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
o Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места
o Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном случае – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.
Рекомендации родителям:
o проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
o избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
o повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
o выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
o для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
o не допускайте ссор в присутствии ребенка.
o установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
o чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
o снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
o оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
o избегайте, по возможности, больших скоплений людей;
o во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
o Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.
o Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля.
o Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
o Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
o Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
o Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.