Тамбовская областная детская
клиническая больница
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Консультативно-диагностическая поликлиника:
8(4752)58-00-37
Консультативно-диагностическое отделение Перинатального центра: 8(4752)58-13-18
Всероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122
Электронная почта: post@odb.tambov.gov.ru

Сегодня в Тамбовской областной детской клинической больнице  провели панель мероприятий, приуроченных к  Всемирному Дню Мозга. 

Всемирная Федерация неврологии учредила Всемирный день мозга (World Brain Day) и постановила отмечать его ежегодно 22 июля с целью помочь людям сохранить здоровье мозга  и рассказать о  профилактике его заболеваний.

Головной мозг является главным органом центральной нервной системы и, не смотря на прогресс в развитии медицины, его исследования продолжаются и в наше время. Именно головной мозг и множественные аспекты, связанные с его работой,  продолжают оставаться загадкой. 

Развитие мозга начинается ещё до рождения человека, в утробе матери,  а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган  претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов.

В момент, когда малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования ребенка. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.

Ученые всего мира  отмечают, что дошкольный возраст – период активного развития головного мозга и,  несмотря на роль наследственности, грамотно организованная среда и развитие когнитивных функций имеет гораздо большее значение в развитии нервной системы детей. На гармоничное развитие структур головного мозга и, вследствие этого, адекватное и своевременное  интеллектуальное развитие ребенка влияют следующие факторы:

Социальное окружение

Для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры, поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходим широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях. Это  стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.

Сбалансированное питание

Являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.

Физическая активность

Для развития функций головного мозга детей любовь к движению очень важна! Необходимо использовать  гимнастику для младенцев, позволять малышу ползать и трогать разные предметы, знакомить его с разными поверхностями. Чуть позже  -  физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом.

Новые впечатления

Для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее,  содержание занятий должно меняться, сенсорная сфера ребенка должна пополняться и развиваться.  Для этого подойдут знакомства с разными видами творческих материалов, посещения разных  детских площадок  и парков, разучивание новых песен и стихов. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.

В Тамбовской областной детской клинической больнице особая роль в охране здоровья головного мозга отводится  психо-неврологическому отделению и психологической службе.  Медицинская помощь здесь, в случаях нарушения работы головного мозга, оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, с применением современных медицинских технологий. Немаловажны в подобных случаях консультации психолога для диагностики психоэмоционального состояния, уровня развития когнитивной сферы,  психокоррекционная работа – включение немедикаментозных методов лечения.

Психологической службой Тамбовской областной детской клинической больницы в этот день были проведены мастер-классы, на которых мамам и малышам специалисты показали упражнения и игры для гармоничного развития познавательной сферы и  рассказали о грамотном и своевременном формировании и  развитии базовых психических процессов. Психологи подчеркнули значимость развивающих мероприятий для ребенка и акцентировали внимание родителей на качестве поставленных перед ребенком задач, опровергнув общепринятое мнение о том, что чем больше знаний – тем умнее ребенок.

 «Сегодня я узнала много интересного и нового для себя, в том числе, как эффективнее заниматься с Варварой.  Я всегда думала, что нужно ребенка учить, исправлять его ошибки и давать новые знания, чем больше, тем лучше!  Но  оказывается,  важно именно развивать его, предлагать к решению новые задачи, давать возможность пробовать, экспериментировать и даже ошибаться, чтобы приобрести новый опыт. После мастер-класса я задумалась о том, чтобы отдать Варю на шахматы, чтобы новые и нетипичные  интеллектуальные нагрузки помогли ей гармонично развиваться», - комментирует занятие мама семилетней Варвары, участница мастер-класса.

«Для качественного развития структур и функций головного мозга, в том числе интеллектуальной, конечно важен так называемый постоянный «тренинг», который достигается путем решение нестандартных задач, поисков альтернативных решений, умственная деятельность. Гораздо эффективнее ребенка развивать, чем просто механически вкладывать ему в голову новые знания, которыми он не всегда умеет пользоваться.  В практической деятельности мы часто сталкиваемся с ситуациями, в которых ребенок, в совершенстве знающий таблицу умножения и алфавит на двух языках,  в семь лет абсолютно не способен соотнести форму с образцом и определить предмет по двум его признакам, предъявляемым одновременно, например цвет и форма. Здесь речь, конечно,  о количестве знаний безо всякого учета их качества. Грамотно сформированные и  развитые операции мышления, процессы внимания и памяти стоят дороже огромного количества бессистемных «взрослых» знаний, и позволят ребенку эффективнее справляться с решением разного рода задач: от учебных до бытовых»,- прокомментировали в психологической службе ТОДКБ.

Заболевания нервной системы человека, в том числе заболевания головного мозга, несут для человека тяжёлые последствия, предсказать которые порой бывает трудно. В результате этих заболеваний человек может испытывать страдания, переживания, потерять трудоспособность и даже погибнуть. Здоровью головного мозга придают большое значение неврологи всего мира, вырабатывая систему профилактики изученных заболеваний, возможных травм. Систематизируя имеющиеся знания, опираясь на научные открытия, используя передовые технологии в области медицинского оборудования и фармакологии, специалисты обмениваются опытом и стремятся к поиску наиболее эффективных способов диагностики и лечения заболеваний головного мозга.

Общими рекомендациями врачей для поддержания здоровья головного мозга являются здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, здоровый сон, здоровое питание, ходьба, прогулки на свежем воздухе или физические тренировки, постоянная нагрузка мозга  через чтение, решение кроссвордов, головоломок и решение нетипичных для него задач.

JSN Medis 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework