Как ребенку «войти в колею» после летних каникул?
Второй летний месяц подходит к концу и родители замечают серьезные изменения в поведении и эмоциях своих детей: возникают неусидчивость, чрезмерная активность, протестные реакции и несоблюдение режимных моментов. Такие изменения, несомненно, вызывают тревогу у родителей, ведь через месяц возвращаться в садик и в школу!
Период самоизоляции и летние каникулы – достаточно большой промежуток времени, чтобы и дети, и родители расслабились и полностью забыли, что такое режим и строгий распорядок дня. Чем ближе предстоящее начало учебного года, тем больше родители задаются вопросом, как же настроить ребенка на учебный лад.
Распорядок дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему процессу – стресс, как для детей, так и родителей. Поэтому подготовить ребенка к более строгому режиму дня нужно постепенно, начиная хотя бы за 2 недели до учебного процесса. Сначала укладывайте ребенка спать на 30 минут раньше (и будите, соответственно), затем на час/полтора (в зависимости от того, как сильно сбился режим сна и бодрствования за период летних каникул). Постарайтесь, чтобы хотя бы за 1-2 часа до сна он не смотрел телевизор, не играл компьютерные или мобильные игры, не слушал громкую музыку. Можете почитать вместе с ребенком книгу или обсудить, как прошел день, узнать о его впечатлениях за день. Так, ребенок поделится своими эмоциями и гораздо спокойнее заснет.
Режим питания. За время летних каникул режим и рацион питания ребенка изрядно трансформируется. Дети не всегда кушают вовремя, появляются перекусы, в рационе преобладают разнообразные сладости. Дети делятся угощениями друг с другом, едят в гостях, подкрепляются собранным урожаем с грядки. Поэтому хотя бы за 2-3 недели до возвращения в садик или школу начинайте кормить детей по будничному режиму: минимум трижды в день, в одно и то же время, насыщая рацион полезными и вкусными блюдами с достаточным содержанием витаминов и микроэлементов.
Подготовка к учебной деятельности. В данном случае работает правило «золотой середины»: нагружать ребенка повторением всех материалов не стоит, но и совсем обходить стороной домашнюю подготовку не нужно. Нашему мозгу нужны тренировки. Хотя бы частично необходимо прочитать литературу, заданную на лето. Чтение развивает у ребенка абстрактное мышление, фантазию, знакомит его с новыми социальными ситуациями. Чтение вечерами вслух по очереди поможет ребенку не бояться уроков литературы весь учебный год. Важно отметить, не только дошкольники любят слушать книги, совместное чтение сближает семью и помогает ребенку лучше понять смысл серьезных произведений. Чтобы освежить в памяти знания по основным предметам без давления и принуждения, можно устроить семейную викторину.
Запас «Позитива». Если ребенок склонен фокусировать внимание на негативе, пессимистически настроен и склонен не замечать ресурсных событий и радостей – помогите ему увидеть позитив. Сделайте коллаж из фотографий самых радостных моментов лета. Запишите все самое знаменательное в «Дневник/журнал воспоминаний», благодарностей, успехов. Здорово, если вы введете это в постоянную практику.
Покупка школьных принадлежностей и одежды для детского сада. Обязательно возьмите ребенка с собой в магазин и не покупайте ничего без него, особенно одежду, дневник и портфель. По возможности старайтесь предоставлять ему право выбора, не покупайте то, что не нравится. Предложите ребенку «выбор без выбора»: предоставьте возможность остановиться на одном из нескольких равнозначных по бюджету и качеству вариантов. Благодаря этому у ребенка останется ощущение, что он сам повлиял на итоговое решение, почувствует свою значимость и будет предвкушать, как пойдет в школу.
Поставьте точку в летних событиях. Иногда ребенок, начиная учебный год, мыслями остается в летних событиях. Нужно помочь ему завершить этот этап. Отпразднуйте возвращение из лагеря, из отпуска, отметьте завершение каникул. Встретьте даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия маленьким сюрпризом (шариком, сувениром, тортом). Нам, взрослым, тоже стоит научиться осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать переход в другие действия, психологически «акклиматизироваться».