2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
В Тамбовской областной детской клинический больнице сегодня провели мероприятия, приуроченные к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, который отмечается ежегодно 2 апреля по всему миру. Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помощи людям с расстройством аутистического спектра и привлечь внимание к их особым проблемам, ведь численность людей, страдающих аутизмом высока во всех регионах мира.
Психологи Тамбовской областной детской клинической больницы провели информационную игру «Такой разный аутизм». Цель этой игры – рассказать о самых типичных проявлениях аутизма, помочь детям понять, какие особенности отмечаются у таких людей и научить правильно с ними взаимодействовать.
Родителям самых маленьких пациентов сотрудники психологической службы рассказали о маркерах раннего выявления аутизма и, в отдельных случаях, предлагали пройти тестирование M-CHAT-R, чтобы определить риск аутизма у ребенка в возрасте 16-30 месяцев.
Проявления аутизма чрезвычайно разнообразны. Аутизм - это иное развитие: такие дети думают и учатся по-своему, иначе воспринимают информацию, у каждого ребенка с аутизмом свои траектории развития и перспективы на взрослую жизнь. Мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.
Чтобы вовремя распознать расстройство аутистического спектра у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит, прежде всего, перед родителями, которым необходимо обратить внимание на отставание в речевом развитии, на своеобразие или отсутствие эмоционального контакта у ребенка. Находясь среди других, ребенок с РАС испытывает сильный дискомфорт, с годами — страх и тревогу. У детей нарушена игровая деятельность. Важной отличительной особенностью детей с РАС является стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети с аутизмом склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты. Каждый случай индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи.
«Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании, создавая дома максимально спокойную и рутинную обстановку. Ребенку необходима предсказуемость, выражающаяся в четком распорядке дня и последовательности действий. Мы обучаем родителей использовать средства альтернативной коммуникации в общении с ребенком – картинки, схемы, пиктограммы. Помогаем подобрать индивидуальную «сенсорную диету», которая ограничивает раздражающие психику ребенка стимулы, а также порционно расширяет спектр ощущений. Наша задача максимально адаптировать родителей к особенностям их детей, а ребенка – к самостоятельной жизни» - подчеркнула Татьяна Загузова, руководитель психологической службы ТОДКБ
Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как снизить проявления аутизма у детей. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить эти проявления у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.
Каждый человек с РАС испытывает потребность в любви и поддержке, заботе и понимании. Они иначе воспринимают этот мир, иначе взаимодействуют с ним, поэтому требуют особого подхода при взаимодействии с ними.