Дефицит витамина D
В последние годы отмечается повышение интереса к изучению роли витамина D в организме человека. Это связано с тем, что накоплены и вновь появляются данные не только о костных (кальциемических) эффектах витамина D, но и о совершенно новых его проявлениях – внекостных (некальциемических).
Согласно современным представлениям, дефицит витамина D связан с повышенным риском развития сахарного диабета, артериальной гипертензии, сердечной недостаточности, заболеваний периферических артерий, острого инфаркта миокарда, различных форм рака, аутоиммунных и воспалительных заболеваний, снижением иммунной защиты организма и повышением уровня смертности.
Эти исследования являются результатом понимания, что витамин D не является витамином в классической интерпретации. Он представляет собой стероидный прегормон с аутокринным, паракринным и эндокринным действием, который с помощью ферментативных процессов последовательно превращается в организме в биологически активные метаболиты, влияющие на различные органы и ткани посредством геномных и негеномных эффектов.
Основными проявлениями низкой обеспеченности витамином D в классическом понимании остаются:
– рахит;
– остеомаляция – это заболевание, характеризующееся размягчением костей, вызванным нарушением костного метаболизма, главным образом из-за недостаточного уровня доступных фосфатов, кальция и витамина D, или из-за резорбции кальция;
– остеопороз – системное заболевание скелета, проявляющееся изменениями в костях, в виде микронарушений архитектоники и снижении костной массы, что приводит к значительному увеличению хрупкости костей и возможности их переломов.
Нормальный уровень витамина D в сыворотке крови – 30-100нг/мл. При уровне витамина D в сыворотке крови менее 20 нг/мл говорят о дефиците витамина D, при уровне 20-29 нг/мл говорят о его недостаточности.
Рахит – нарушение минерализации растущей кости, обусловленное временным несоответствием между потребностями растущего организма в фосфоре и кальции и недостаточностью систем, обеспечивающих их доставку в организм ребёнка в первые (преимущественно первые два) годы жизни. Учитывая костные проявления рахита, его частота среди детей раннего возраста колеблется, по данным разных авторов, от 1,6 до 35%. В последние годы нарушения минерализации нередко выявляются у детей подросткового возраста, особенно при дефектах питания.
Основными клиническими проявлениями рахита в период разгара являются изменения:
– со стороны вегетативной нервной системы: беспокойство, потливость, нарушение сна и аппетита, задержка психомоторного развития;
– костно-мышечной системы: симптомы остеомаляции – податливость краев родничка, затылочных костей, остеоидной гиперплазии – увеличение лобных, теменных бугров, «реберные» чётки, «браслетки» на запястьях, «нити жемчуга» на пальцах;
– вследствие мышечной гипотонии – деформации грудной клетки, позвоночника, нижних конечностей, а также задержка роста, позднее прорезывание молочных зубов, позднее закрытие родничков.
Также возникают расстройства желудочно-кишечного тракта (запоры, метеоризм, неустойчивый стул) с увеличением печени, селезёнки, изменения в белковом, липидном обмене, дефицит витаминов и микроэлементов.
У детей, перенесших рахит, сохраняются симптомы гиперплазии остеоидной ткани – увеличение теменных и лобных бугров, уплощение затылка, нарушение прикуса, зубной эмали, деформации грудной клетки, костей таза.
С целью профилактики недостаточности витамина D в 2021 году была обновлена Национальная программа по коррекции недостаточности витамин D у детей и подростков в Российской Федерации, согласно которой установлены следующие профилактические дозы, вне зависимости от вида вскармливания (не требуется пересчета дозы для детей на смешанном или искусственном вскармливании):
– 0-1 месяц: 500МЕ/сут;
– 1 месяц-1год: 1000МЕ/сут;
– 1-3 года: 1500МЕ/сут;
– 3-18 лет: 1000МЕ/сут.
Детям всех возрастов рекомендован приём профилактических доз витамина D, которые назначаются без определения уровня витамина D в крови. Если же ребёнку требуется назначение лечебных доз витамина D, тогда врач назначает данный анализ, чтобы правильно подобрать дозу препарата.
У взрослого населения также довольно часто встречается дефицит витамина D. Результаты проведенных в Российской Федерации исследований согласуются с мировыми данными: уровни 25(ОН)D менее 30 нг/мл выявляются в среднем у 70-95% взрослых лиц, при этом в ряде исследований показаны сезонные различия. Дефицит витамина D, прежде всего, сказывается на нарушении кальций-фосфорного и костного обменов, что ведёт к остеопении и остеопорозу. В связи с тем, что эпифизарные зоны роста у взрослых закрыты, запасы кальция в скелете сравнительно большие для предотвращения деформаций вследствие дефекта минерализации, развитие остеомаляции зачастую длительное время не диагностируется. Её проявлениями могут быть изолированные или генерализованные боли, неприятные ощущения в костях и мышцах.
Дефицит витамина D может приводить к миопатии, которая проявляется мышечной слабостью, особенно в проксимальных группах мышц, трудностями при ходьбе, поддержании равновесия и склонностью к падениям, что закономерно увеличивает риск переломов. Каких-либо особенных физикальных изменений при дефиците витамина D нет. Могут наблюдаться деформации скелета, характерные для перенесенного рахита в детстве: «башенный» череп, дугообразно изогнутые длинные кости нижних конечностей, реберные «чётки», деформация грудной клетки и др.
Взрослым лицам для профилактики дефицита витамина D, при отсутствии факторов риска, рекомендуется прием 800-1000 МЕ витамина D в сутки.