Социально-психологическая дезадаптация
Социальная дезадаптация – это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. То есть это нарушение взаимосвязей человека со средой, которое характеризуется неосуществимостью им своей положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу.
На социальную адаптацию взрослого человека воздействуют условия его формирования в детском и подростковом возрастах, его социализация в социальной детской среде. Поэтому и возникает существенная проблема социальной и школьной дезадаптации ребёнка.
Дезадаптированный ребёнок – это ребёнок, который отличается от своих сверстников по причинам проблем с адаптацией в жизненной среде, отразившихся на его развитии, процессах социализации, способности находить решения естественным для его возраста задачам.
Основными причинами нарушения в социальной адаптации детей, их конфликтности могут быть особенности личности или психики, такие как:
- отсутствие элементарных коммуникационных навыков;
- неадекватность в оценивании себя в процессах общения;
- завышенные требования к людям, которые их окружают. Это проявляется особенно остро в тех случаях, когда ребёнок интеллектуально развит и характеризуется умственным развитием выше среднего в группе;
- эмоциональная нестабильность;
- преобладание установок, которые препятствуют коммуникативным процессам. Например, унижение собеседника, проявление своего превосходства, что превращает общение в соревновательный процесс;
- боязнь общения и тревожные состояния;
- замкнутость.
Пожалуйста, помните, что отклоняющееся поведение связано с комплексом сочетающихся признаков. Наличие одного или нескольких индикаторов ещё не свидетельствует о поведенческих трудностях, а может быть проявлением возрастного кризиса, следствием кризисной социальной ситуации в жизни ребёнка или случайностью.