Занятия в Нейросенсорной комнате являются неотъемлемой частью современной программы реабилитации детей, находящихся на лечении в Тамбовской областной детской клинической больнице.
В целях улучшения состояния здоровья детей, для максимального использования их реабилитационного потенциала и содействия всестороннему развитию, в Тамбовской областной детской клинической больнице, успешно используется потенциал Нейросенсорной комнаты, которая входит в состав отделения восстановительного лечения.
Нейросенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная мультисенсорными стимуляторами: светом, цветом музыкой и тактильными модулями. Специально разработанное оборудование помогает не только ощутить уют, комфорт и безопасность на специально организованных занятиях, но и активизировать работу нервной системы, развить у детей сенсорно-перцептивные способности, настроиться на позитивное восприятие и активизировать коммуникацию.
Нейроенсорная комната разделена на два функциональных блока: релаксационный, в котором занятия сопровождаются музыкой, расслаблением в сухом бассейне или на бескаркасной мебели и активационный, при котором происходит стимуляция центральной нервной системы за счет зрительных и тактильных контактов со световым (пузырьковая колонна, флуоресцентное панно) и фибероптическим оборудованием (световые нити, волокна, сферы). В сочетании с медикаментозным лечением и физиотерапевтическими процедурами, занятия в сенсорной комнате повышают функциональные и адаптационные возможности ребенка, позволяют активизировать его индивидуальный ресурс, повышая тем самым эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий.
Работа с детьми в Нейросенсорной комнате реализуется специалистами Психологической службы в рамках:
· Программы ранней психолого-педагогической реабилитации детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, угрожаемыми по формированию отклонений в развитии.
· Программы нейропсихологической коррекции и психологического развития детей от 3 до 8 лет с задержками психического и психо-речевого развития, имеющими трудности эмоционально-волевой регуляции, с различными формами детского церебрального паралича, с риском развития расстройств аутистического спектра.
· Программы психологической коррекции невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств у детей младшего школьного и подросткового возраста. Это работа с острыми невротическими проявлениями у ребенка, которые в том числе являются результатами деструктивного общения ребенка с взрослым.
· Программы психологической коррекции деструктивных форм поведения и формирования ассертивных моделей самопрезентации у подростков.
Занятия в Нейросенсорной комнате проводятся для детей всех возрастных категорий, начиная от 6 месяцев до 18 лет. Свыше 450 детей получили 720 индивидуальных и 180 групповых занятий в 2019 году.
«Наши маленькие пациенты называют это помещение «волшебной комнатой», так как мягкие пуфики, приглушённый свет, светооптические эффекты, релаксационная музыка создают ощущение «живой сказки» - рассказывает медицинский психолог ТОДКБ Ирина Пыльнева. - Важно грамотно донести до родителей информацию о том, что ребёнок не просто играет в комнате, а исследует пространство и осваивает необходимые навыки. По структуре - это полноценное занятие, в ходе которого применяются различные элементы интегративной и телесноориентированной терапии, нейрокоррекции, сказкотерапии и арттерапии».
Психолог подбирает те методы, которые будут эффективны для развития различных функций, познавательных процессов, эмоциональной сферы ребёнка с учётом его возраста, личностных особенностей и потребностей.
Нейросенсорная комната успешно используется не только для активизации мозговой деятельности, ускорения восстановительных процессов в организме, стабилизации психо-эмоционального состояния ребенка, но и для коррекции детско-родительских отношений, формирования более тесной эмоциональной связи в диаде «мать-ребенок».
Одно из важнейших направлений заключается в приобщении взрослого к работе с ребенком, в активизации его личного участия в развитии малыша. С помощью специалиста мама или папа обучаются взаимодействовать с ребенком, осваивают необходимые навыки и приемы, для проведения самостоятельных занятий дома после госпитализации. За период такой совместной работы у детей и родителей, проходящих совместные занятия, отмечается стабилизация психоэмоционального состояния, повышение мотивации на дальнейшую совместную реабилитацию.
«Нейросенсорная комната является оптимальным комплексом воздействия на все органы чувств и нервную систему ребенка.
Пребывание в ней создает не просто положительный эмоциональный фон, как кажется на первый взгляд, а самое главное, побуждает ребенка к исследовательской деятельности, стимулирует развитие сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, динамического и кинестетического праксиса, что положительно влияет на моторную сферу и помогает коррегировать двигательные нарушения. Таким образом, решая большой объем коррекционных задач, Нейросенсорная комната является важным элементом в оказании комплексной высококвалифицированной медицинской помощи детям и является неотъемлемой частью современной программы реабилитации детей, находящихся на стационарном лечении в нашей больнице» - подчеркнули в психологической службе Тамбовской областной детской клинической больницы.