Профилактическая работа с медицинским персоналом по превентивной конфликтологии.
В Областной Детской Клинической Больнице ведутся практические занятия с медицинским персоналом по повышению психо-коммуникативной культуры и внедрению эффективных моделей взаимодействия с пациентами. Администрация больницы данное направление считает одним из приоритетных. В этой связи были повышены требования к вопросам медицинской этики и стратегиям бесконфликтного поведения.
На Этической комиссии учреждения был не только разработан Кодекс этики и служебного поведения сотрудников больницы, но и утверждены алгоритмы поведения медицинского работника при общении с пациентами, алгоритмы поведения в различных ситуациях, алгоритмы ведения телефонных разговоров.
В течение всего года проводятся тематические выступления на врачебных и сестринских конференциях по вопросам эффективных стратегий коммуникации. И все же основной акцент делается тренинговых занятиях с медицинским персоналом по превентивной конфликтологии.
Целю данных учебных тренингов является повышение коммуникативной компетентности сотрудников, повышение стрессоустойчивости персонала для улучшения коммуникации и снижение фактора влияния личностных эмоциональных особенностей на стратегию общения. Эти навыки формируются с помощью ситуационных кейсов.
Ситуационный кейс – это изложение конкретного случая в практике работы медицинского работника, в котором описан процесс возникновения и развития определенной проблемы. По сути – это средство связи теории и практики. В кейсе подробно представлены фактические обстоятельства, детали происшедших событий, даны характеристики участников, отражена суть проблемы и рассмотрены действия по ее разрешению с оценкой их эффективности.
На занятиях осуществляется разработка на основе кейсов имитационно-моделирующих игр с целью воссоздания в учебной аудитории в наиболее яркой и образной форме конкретных условий, психологической атмосферы процесса принятия решений сотрудником в данной ситуации.
Обучающие кейсы используются для организации групповой дискуссии, направленной на предупреждение возникновения аналогичных проблем у других сотрудников, для формирования возможности самостоятельно давать оценку спорным ситуациям и определять возможные последствия непредотвращения инцидентов.
«Наши сотрудники с большой заинтересованностью принимают участие в подобных тренингах, так как данная компетенция является основным профессиональным навыком медицинских работников. Предупреждение развития конфликтной ситуации помогает не только улучшить взаимодействие персонала и пациентов, но и сформировать положительный имидж учреждения в целом - подчеркнула Татьяна Загузова, руководитель психологической службы
Помимо активного обучения персонала в Тамбовской областной детской клинической больнице проводятся превентивные административные обходы отделений больницы с целью недопущения развития проблемных ситуаций. По результатам обхода ведется организационная работа по устранению выявленных проблем или трансляции позитивного опыта работы в другие структурные отделения.
Для выявления актуальных проблем и поиска эффективного пути их разрешения в учреждении проводятся социально-психологические исследования по различным профилям. Динамический, сравнительный, комплексный мониторинг осуществляется психологической службой в виде интервьюирования, анкетирования, стартовой и финишной диагностики, и соответствует поставленной задаче.
Например в 2019 году были проведены исследования по следующим направлениям:
· Анкетирование пациентов с целью выявления степени удовлетворенности взаимоотношениями с персоналом и обнаружения «мишеней для трансформации
· Мониторинг конфликтогенной обстановки в структурных отделениях ТОДКБ
· Аудит коммуникативных стратегий поведения персонала (супервизия на рабочем месте), с последующей обратной связью и индивидуальным подбором рекомендаций.
· Анкетирование персонала для выявления личностных особенностей, которые могут быть факторами риска, повышающими вероятность межличностных конфликтов и эмоционального выгорания.
· Выявление степени эмоциональной удовлетворенности молодых специалистов адаптацией в коллективе.
Результаты исследований являются значимой информацией для принятия организационно-методических решений.
Все модули занятий по превентивной конфликтологии позволяют сотрудникам сформировать оптимальный объем психологических знаний, позволяющий эффективно и максимально корректно диагностировать и урегулировать конфликтное взаимодействие, а также принимать психологически обоснованное решение при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.
«Администрация учреждения данное направление в работе считает одним из приоритетных. Задача сотрудников Тамбовской областной детской клинической больницы – в любых ситуациях сохранять свое профессиональное лицо! Улыбка, доброжелательный жест, искренне желание помочь в решении проблемы снимают напряженность в общении и дают возможность наладить диалог. Именно выработка совместной стратегии действий приводит к снятию напряженности в общении, что, безусловно, улучшит не только настроение наших пациентов, но и качество оказания медицинской помощи» - отметили в администрации ТОДКБ
На современном этапе развития здравоохранения основная цель взаимодействия персонала с пациентом укрупняется: в настоящий момент важно не только оказать медицинскую помощь, но и сформировать позитивное отношение к медицинскому персоналу и к медицинской организации в целом.