В прямом эфире психолог ТОДКБ рассказал о психологической готовности детей к школе и детскому саду.
Второй месяц лета подходит к концу и времени на подготовку к новому учебному году остается мало. Важно использовать его с пользой и грамотно помочь ребенку подготовиться к поступлению в образовательное учреждение.
В прямом эфире на официальной платформе ТОДКБ в сети Instagram медицинский психолог Юлия Тулупова рассказала о компонентах психологической готовности к обучению в школе и о признаках готовности к поступлению ребенка в детский сад.
«Психологическая готовность к школе — это системная характеристика, которая обозначает не только умение ребенка читать и писать, но целый ряд способностей и свойств психики, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Таким образом, это не просто набор определенных знаний, умений и навыков, это целая совокупность показателей развития ребенка», - отмечает в прямом эфире Юлия Тулупова.
Существуют различные подходы в понимании готовности к школе. Педагогический подход подразумевает сформированность умений и навыков, необходимых для обучения в школе, а психологический обозначает наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы
К ним относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения. Особенно важным моментом в данном подходе отмечается развитие мотивационной сферы. В результате соединения познавательной потребности ребёнка и его желания занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений, в которых общение со взрослым протекает на новом уровне, возникает особенное личностное новообразование — «внутренняя позиция школьника». Она представляет собой новое отношение ребёнка к себе, социуму и окружающему миру и позволяет ему более успешно включиться в учебный процесс. Это выражается в реализации произвольного поведения ученика, сознательном формировании и достижении целей.
Как же помочь дошкольнику в формировании психологической готовности к школе? Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. В рамках игровой деятельности меняется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными (децентрация), что способствует развитию мышления. В результате принятия игровой роли и ее осуществления ребёнок учится выделять правила и следовать им, что, в свою очередь, обеспечивает переход к сознательному и произвольному управлению своим поведением. Также большое значение имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.
«Формирование психологической готовности к школе начинается задолго до поступления в учебное заведение, с самого рождения малыша. Как только мама начитает разговаривать с ребенком, петь ему песенку на ночь, рассказывать сказки - мы говорим о подготовительном этапе развития активной речи. Как только на улице мама начинает рассказывать малышу о животных, о деревьях, о природе и явлениях - мы говорим о развитии представлений об окружающем мире, а в процессе игры на детской площадке ребенок получает элементарные знания социально-бытовой ориентации. Подготовка к школе – длительный, системный процесс, который поздно начинать за год до школы», - рассказывает психолог Юлия Тулупова.
Но не только родители первоклассников волнуются за своих детей в конце лета, мамы малышей, которые готовятся впервые перешагнуть порог детского садика, тоже озадачены и встревожены, ведь садик - это важная веха в жизни ребенка. Именно в этот период родителям необходимо отказаться от греющего душу «мы» и перейти на «он» или «она», дать возможность своему чаду расти и развиваться своим путем.
Определение готовности к садику больше характеризует социально-бытовые знания ребенка и сформированность навыков самообслуживания, чем развитие его познавательной сферы.
Чтобы понять, насколько ребенок готов к пребыванию в коллективе, необходимо знать, может ли малыш справиться с некоторыми заданиями. Ребенок должен понимать, что воспитателя нужно слушаться и знать назначение предметов быта. Подготовка сводится к обучению использования ложки, умению правильно садиться на стул. Малыш должен понимать, для чего нужен стол, тарелка, чашка и другие предметы. Ребенок должен уверенно проситься в туалет, уметь пользоваться горшком. Важно также приучить кроху одеваться самостоятельно, гармонично взаимодействовать с другими детьми. Малыш, умеющий общаться, быстро заводит друзей и легче привыкает к садику.
Не стоит переживать, если ребенок не знает всего необходимого. Обычно малыш быстро осваивает перечисленные навыки.
В прямом эфире медицинский психолог не только осветил проблемы подготовки к садику и школе, но и ответил на вопросы родителей, поступавших в течение недели. С полной версией прямого эфира можно ознакомиться на официальном YouTube канале ТОДКБ.