Детская тревожность
Пожалуй, одной из самых распространенных жалоб, которые слышит детский психолог, является тревожность и страхи у детей.
Тревожность – это неприятное переживание дискомфорта, ожидание неблагополучия, предчувствие грозящей опасности. В отличие от эмоции страха, тревога не имеет определенного источника, это «страх неизвестно чего». Ребенок раннего возраста, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового, незнакомого, даже не таящего в себе никакой опасности.
Тревожность приносит массу негативных эмоций и требует постоянного напряжения, которое может привести к эмоциональному истощению.
Проявления тревожности у детей:
- суетливость, повторяющиеся мелкие движения;
- мышечное напряжение, скованность;
- желание много говорить, или наоборот напряженное молчание;
- трудности засыпания;
- беспокойство перед началом важных событий;
- боязнь даже незначительных перемен;
- неуверенность в себе;
- отказ от новой деятельности.
Причины возникновения:
1) внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;
2) нарушения внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;
3) соматические нарушения.
Чаше всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии/ситуации конфликта, вызванного:
– негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
– неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
– противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, сверстниками.
Как снизить тревожность ребёнка?
- больше поддерживать, обращать внимание на ресурсы и качества, позволяющие ребёнку справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь;
- не заставлять делать то, что вызывает тревогу;
- важна стабильность, которую может дать уверенность и психологическая устойчивость родителей, основательность устройства семейной системы и последовательность в воспитании;
- если перемены в жизни семьи неизбежны, стоит поговорить об этом с ребёнком. Отсутствие информации и непредсказуемость жизни – вечные источники тревоги;
- полезно обсуждать предстоящий день, вместе с ребёнком планировать дела;
- лучше всего не оценивать, а интересоваться деятельностью и результатами. Не следует сравнивать ребенка с окружающими;
- полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом, все виды водных процедур.
Необходимо понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на неё полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребёнок должен быть уверен, что всегда может обратиться к вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте. Только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны. Важно научить ребёнка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.