«Слышит? – Не слышит?», и не только об этом
Эту книгу можно рекомендовать для прочтения родителям самых маленьких детей. С первых дней жизни малыша надо обязательно обращать внимание на то, как формируются его зрение, слух, движения, эмоции и т. д. О том, как вовремя заметить проблемы в развитии ребенка и преодолеть их, если они есть, идет речь в этом пособии.
Постарайтесь прочесть эту книгу.
А пока ее у вас нет – предоставляем небольшой отрывок – о том, как правильно оценить слуховое развитие младенца.
От того, насколько рано будет выявлено стойкое нарушение слуха у ребенка, зависит его речевое, а значит, и интеллектуальное и социальное развитие в дальнейшем.
Сейчас, когда все новорожденные проходят проверку слухового восприятия еще в родильном доме, казалось бы, риска позднего выявления снижения слуха нет. И все-таки это не так.
Встречаются случаи, когда слух при рождении у ребенка в норме, что и подтверждается в ходе аудиологического скрининга в роддоме, а позднее слуховое восприятие ухудшается. Между тем, не всегда это ухудшение заметно родителям. Малыш по-прежнему, казалось бы, реагирует на звуки, но вот просьбы не всегда выполняет. Близкие считают, что это – от его невнимательности. И только после углубленного обследования ребенка в сурдологическом кабинете выясняется, что ребенок недостаточно хорошо понимает обращенную речь и отстает в собственном речевом развитии из-за нарушения слухового восприятия.
Итак, что же надо знать родителям малыша первых лет жизни о развитии слуховой функции и о возможных ее нарушениях?
Родителям следует быть внимательными и насторожиться, если:
· Ребенок в возрасте двух месяцев и старше не реагирует на голос матери;
· Ребенок в возрасте трех – четырех месяцев не поворачивает голову в ту сторону, откуда слышится звук;
· В возрасте пяти - шести месяцев гуление малыша не переходит в лепет;
· Ребенок в возрасте 9 – 11 месяцев не начинает понимать первые слова и фразы.
Понимание обращенной речи – крайне важный показатель развития слухоречевой функции. К году малыш в норме понимает некоторые вопросы. Например, когда у него спрашивают, «Где лампочка?» или «Где киска?» - он поворачивает голову и смотрит на названный объект.
Не менее важно следить за пониманием речи и на втором году жизни.
Итак, вы познакомились с небольшим отрывком из книги «Мой малыш и его развитие». В дальнейшем на этой страничке сайта планируется публиковать и другие отрывки из представленного пособия: о том, как правильно оценивать развитие зрительной функции малыша, формирование эмоций, движений, навыков и др.
Дефектолог Т. А. Николенко