Что такое консультативный запрос
Многие слышат этот термин впервые на приеме у психолога и, зачастую, он их ставит в тупик.
Запрос - это жалобы и просьбы пациента к психологу, "опредмеченные" в образе конкретной желаемой цели, желании получения конкретной помощи.
Он позволяет определить то, к чему хотел бы прийти пациент в результате работы с психологом. Когда ясна цель - ясно как подбирать методы ее достижения, наблюдать динамику продвижения к ней, а также корректировать, добавлять сопутствующие цели.
Различают неконструктивные и конструктивные запросы.
Неконструктивные запросы
1. Невыполнимые запросы. Желание получить то, чего получить невозможно: "всегда быть счастливым", "никогда не испытывать гнева", "как сделать так, чтобы меня любили все мужчины" и т.п.
На самом деле за заявляемыми проблемами стоят иные желание и стремления, в таком случае, психолог помогает разобраться с истинными целями и переформулировать запрос.
2. Неопределенные, размытые запросы. Пациенты обычно либо сами не понимают "от чего плясать" в их ситуации, либо стремятся (неосознанно) переложить ответственность, таким образом, на психолога.
3. Манипулятивные запросы. Запросы-хитринки. Это запрос клиента не о себе, а о ком-то другом (родственник, друг, коллега) - то есть измениться должен не клиент, а кто-то другой.
Конструктивные запросы
1. Информативный. Потребность в информации по интересующим вопросам. Например, запрос об адекватности, нормальности, особенностях того, что происходит с клиентом или его поведении, а также способах коррекции, прогнозах, длительности, эффективности и т.д.
2. Самопознание/профориентация: пациент хочет лучше понимать себя, разрешить внутриличностные конфликты, скорректировать самооценку, поработать с мотивацией, проработать чувство вины и т.д.
3. Запрос о саморазвитии.
4. Запрос о трансформации. Обретение внутренних ресурсов, границ личности, разрешение конфликтов, обретение внутренней гармонии, личностный рост, изменение жизненных сценариев.
5. Нежелательные симптомы и проявления. Эмоциональные нарушения (стресс, депрессия, тревожность и пр.), психосоматические нарушения, трудности коммуникации, патохарактерологические особенности и др.