Ребенок не умеет проигрывать
Вопрос: Мой ребенок не умеет проигрывать. Что делать?
Ответ:
У детей, которые болезненно реагируют на проигрыш, есть убеждения, которые звучат примерно так:
· «Выигрывать – это хорошо, проигрывать – плохо. Я сделал, что-то плохое».
· «Если я проиграл, я плохой». Ситуация накладывает отпечаток на всю личность.
· «Неудачников не любят. Если я проиграл, меня не будут любить родители, со мной не захотят дружить».
· «Проигрыш означает, что все мои усилия (а я очень старался, на пределе возможностей) незаметны, нерезультативны, и я беспомощен, я больше уже не знаю, что делать, чтобы победить».
· Основная работа с ребенком должна вестись не в момент проигрыша или выигрыша, а в повседневной жизни: по укреплению самооценки, по управлению своими эмоциями, по формированию позитивного или философского взгляда на жизнь. В быту разговаривайте с ребенком и показывайте ему, что он уже умеет и не умеет, и вы – умеете и не умеете. Этим вы говорите ему, что быть в чем-то неуспешным это нормально и формируете его самооценку. Рассказывайте и показывайте ребенку, как вы планомерно развиваете в себе что-то, так вы научите его саморазвитию. Говорите ему о своих чувствах и показывайте, что вы делаете, чтобы привести себя в норму.
В острый эмоциональный период будьте рядом и разделяйте его горе. Не стоит стараться сразу приводить в нормальное состояние, этим вы как будто говорите ребенку, что его чувства и реакции по поводу проигрыша неправильные, неуместные. Выражайте свои чувства любви, принятия, заботы о нем словами, объятиями, действиями. Не учите и не анализируйте ситуацию в острый эмоциональный период, повремените с разговором несколько часов.
Упражнение для домашнего задания:
Мама играет с ребенком в настольную игру. Ребенок выигрывает. Мама пожимает ему руку: «Поздравляю тебя, ты победил!». В следующей игре выигрывает мама. Она подает ему руку, ребенок пожимает её и говорит: «Поздравляю, сейчас ты победила!»
Медицинский психолог, Ирина Пыльнева.