ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Тамбовская областная детская клиническая больница

Консультативно-диагностическая поликлиника: 8(4752)58-00-37
Консультативно-диагностическое отделение Перинатального центра: 8(4752)58-13-18
Электронная почта: post@odb.tambov.gov.ru
RSS

Ребенок и спорт

 «А каким спортом нам надо заниматься, чтоб вылечиться?». Эта фраза звучит при осмотре большинства детей, перешагнувших рубеж младшего дошкольного возраста. Подразумевается, что занятия спортом могут избавить от тех проблем, которые обнаружил тот или иной специалист. Ход мысли родителей, в принципе, правильный, но есть большое «НО». Взгляд на занятия спортом, как на некую волшебную пилюлю, избавляющую кого-то от сколиоза, кого-то от ожирения, а кого-то от дисплазии соединительной ткани ошибочен! А в некоторых ситуациях и опасен. Не с пустого места при приеме в серьезную спортивную секцию проводят не только осмотр, но и тщательное тестирование с применением нагрузочных проб, динамометрии, проведением ЭКГ, исследования показателей ФВД и прочее, и прочее… Проверка здоровья потенциального спортсмена необходима для ответа на вопрос: «А сможет ли данный ребенок выдержать хотя бы базовую нагрузку спортивной секции?» То есть, не пострадает ли его здоровье?

   Подобное несоответствие взглядов родителей на занятия спортом и реальностей спортивной жизни идет из смешения таких понятий, как СПОРТ и ФИЗКУЛЬТУРА. Эти понятия друг другу не идентичны, но самое большое их отличие в конечной цели. В спорте - это достижение результата. «Быстрее, сильнее, выше!». Кому не знаком этот девиз? Спортсмен тут является лишь средством достижения результата. Цели же физкультуры иные. Это улучшение здоровья конкретного человека. Плавают, бегают, колесят дороги на велосипедах, даже занимаются боксом и спортсмены и физкультурники. Так в чем же разница? В конечной цели! Отсюда вытекает и разница в структуре тренировок и интенсивности нагрузок, хорошо знакомая врачам по лечебной физкультуре и спортивной медицине.

   Тогда возникает ряд, казалось бы, дополнительных вопросов. Например. Что лучше, физкультура или спорт? Ответ сложный. Для всех и каждого – физкультура. Для здоровых и физически крепких – спорт. Но только до тех пор, пока он, спорт, не стал так называемым «большим» или «профессиональным». При переходе в эту зону количество и тяжесть травм начинает нарастать лавинообразно. Для каждого вида спорта и конкретного спортсмена эта черта индивидуальна, но есть общее – реакция организма спортсмена. Определение срыва «по-ощущениям» - явление позапрошлого века. Появление ощущений означает, что срыв  уже произошел. И с этого момента юный СПОРТСМЕН начинает называться ПАЦИЕНТОМ. В то же время, своевременное инструментальное обследование, проводимое на базе специализированных отделений,  медицинских  учреждений может не только уберечь от травм и возможных заболеваний, но и оптимизировать тренировочный процесс. Что же делать, если беда уже пришла? Тогда, после индивидуального, с учетом спортивной  специализации спортсмена, обследования,  начинается кропотливая работа по восстановлению организма с последующей адаптацией к физическим нагрузкам вновь. Такая реабилитация в отделениях лечебной физкультуры, где есть подготовленные высококвалифицированные специалисты и возможность постоянного контроля состояния реабилитирующегося ребенка.

   Другим вопросом может быть – так надо ли вообще заниматься спортом? Отчасти ответ был дан  выше. Кроме того, быть спортсменом - это обладать значительным рядом психо-физических качеств, выделяющих последнего из среднестатистической массы людей. Это заманчиво не только для детей и подростков, а уж для них может быть возведено в степень. Заманчиво, но и очень не просто. И в этой ситуации всегда может пригодиться помощь психолога, спортивного психолога.



Минздрав
80
80
80