Почему так важно ползать?
Как всегда, на написание статьи меня сподвиг очередной случай из практики. Неоднократно, консультируя мам детей раннего возраста, я сталкиваюсь с одними и теми же иррациональными установками. А именно, активное вмешательство в процесс моторного развития и его искусственное ускорение.
Например: «Сыну 9 месяцев, не сидит и не ползает, но мы активно используем ходунки и прыгунки, ведь он должен учиться ходить!» или такие истории как «Дочка не ползает, но и не надо, зимой пол холодный, еще заболеет! Я в детстве тоже не ползала, потом сразу пошла! И ничего, жива, здорова!».
Итак, важно ли «ползание», если многие дети его пропускают? Давайте развираться вместе!
В развитии человека есть фундамент – это моторное развитие. На основе него в будущем будут надстраиваться высшие психические функции. В моторном развитии есть этапы, которые человеку важно проходить именно в том порядке, в котором их задумала природа. Время начала и скорость прохождения этапа индивидуальны у всех детей, и можно говорить лишь об усредненных показателях. Но ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ должна сохраняться, нельзя перескакивать через этап. Это связано с тем, что один этап вытекает из другого, и во время каждого этапа моторного развития происходит ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДРУГИХ СИСТЕМ. Моторные навыки и когнитивные функции – это параллельные неврологические процессы.
К чему может привести пропуск ползания? Или что произойдет, если из фундамента здания вынуть кирпичик?
Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга, для развития фокусировки взгляда и пространственной ориентации, развития схемы тела, соотношения тела и различных объектов, и как следствие использования в речи предлогов и слов и правильного понимания сложных речевых конструкций. Соответственно, в будущем, у человека, пропустившего этап ползания, может наблюдаться неуклюжесть, трудности с координацией движений (бег, танцы, спорт), нарушение письма и чтения, возможно искажено восприятие пространства и освоении геометрии, а также ориентации во времени и организованности.
Здесь важно понять, что речь идет О РИСКАХ, а НЕ ПРЯМОМ СЛЕДСТВИИ. Нервная система ребенка пластична. И многие проблемы можно будет скомпенсировать в будущем. Однако, чем младше ребенок, тем легче осуществить коррекцию, но еще проще проблему предупредить.
Поэтому вашим самым грамотным шагом, как родителя, будет стимулирование ползания, создание комфортных условий и свободы ребенка на полу, а также отказ от ходунков, манежей, прыгунков, поводков. Если же Ваш ребенок уже ходит, то старайтесь проводить с ним игры на полу, побуждая его ползать.