Когда психиатр необходим
Дорогие родители, в данной статье я структурировала симптомы, которые могут насторожить родителя, по возрастам. Эти симптомы - ни в коей мере не повод для паники, причины впасть в уныние или начать искать виновных. Это повод лишь для одного - очной консультации (с ребенком) у специалиста врача-психиатра.
Каждый возраст и этап развития по-своему прекрасен и сложен. Консультация у врача-психиатра не приведет к жутким последствиям из серии "перечеркнуть ребенку жизнь, поставят на псих.учет и т.д., это лишь некая информация от специалиста, имеющего определенные компетенции и опыт.
Практически в каждом случае своевременно обращение за помощью позволяет сориентировать родителей, оказать необходимую и достаточную помощь, для того, чтобы ребенок или подросток имел максимальное количество возможностей реализовать себя и свой личностный потенциал.
1 год Ребенку год, он:
· Не реагирует на имя (не отзывается, не поворачивает голову, будто не слышит),
· Не реагирует на дискомфорт (мокрые ползунки, голод)
· Не реагирует на (будто не понимает) простые просьбы: дай, принеси, идем,
· Не "играет понарошку" -пить из игрушечного стакана, говорить по игрушечному телефону,
· Не показывает пальцем (указательный жест), когда его что-то заинтересовало, удивило, чтобы поделиться с Вами (последние две позиции могут оцениваться в сроки не 12, а 16-18 месяцев)
· Количество речевой продукции характеризует определенным образом уровень развития, но не является абсолютно неблагоприятным прогностическим признаком.
3 года – Ребенок:
· Не говорит вообще, словарный запас ограничен простейшим набором, приобретенном на первом году жизни, отсутствует фразовая речь (сочетание двух -трех слов: "Мама, дай пить").
· Не слышит, не реагирует /слабо реагирует на обращенную речь,
· Любит заниматься определенными играми: расставлять что-то в ряд, однообразные игры, отсутствие замысла/сюжета в игре, использование неигровых предметов: пуговицы, веревочки, мусор, скрепки.
· Избирателен в еде (крайние случаи), привержен привычным ритуалам, одежде, маршрутам, любые изменения воспринимаются тяжело, могут провоцировать истерики.
· Холодность к ухаживающим лицам (мама, бабушка) или чрезмерная зависимость, отказ от контактов с кем бы то ни было другим.
· Выраженные нарушения сна, поведения (повторяющееся поведение, самоповреждение).
· Когнитивный дефицит (определяет специалист, заподозрить может мама, сравнив ребенка со сверстниками).
7 лет.
Отказ от общения со сверстниками в пользу особых увлечений, "непонимание" социальных правил, норм, правил игр.
Чрезмерное фантазирование, уход в мир фантазий, отрыв от реальности.
Четко очерченный когнитивный дефицит, задержка интеллектуального развития, трудности освоения и усвоения учебного материала, школьная неуспеваемость.
Выраженные страхи, фобии, расстройство поведения, внимания.
10 лет - на первое место выходят школьные трудности, зависимость от гаджетов, компьютерных игр, страхи, фобии, расстройство поведения, асоциальное поведение (воровство, хулиганство), раннее половое созревание (интерес к области сексуальности).
14-18 лет
Обращаем внимание на эмоциональные фон - стойкое снижение настроение, потери или нарастание аппетита, нарушение сна: бессонница, частые ночные пробуждения, сноговорение, снохождение, инверсия ритма сон-бодрствование (бессонница ночью и сонливость днем), чрезмерное приподнятое настроение в течение некоторого времени, что сменяется периодом сниженного настроения.
Склонность к суицидальному поведению. Важно отслеживать изменения в настроении, привычном поведении подростка как в худшую, так и лучшую сторону, увлечение и интерес к вопросам, касающимся способов ухода из жизни, появление новых знакомых, групп в социальных сетях, попытки "наладить отношения, исправить ошибки" также могут иметь особый смысл.
Аутизация, отход от контактов, затворничество, уход в виртуальный мир игр, сериалов, потеря интереса к учебе и бывшим увлечениям, отгороженность.
Особенности поведения: ритуалы, нахождение знаково и символов, избегающее поведение (страхи, фобии, магическое мышление).
Интеллектуально-мнестические снижения, когнитивный дефицит - трудности с освоением школьной программы.