Положение о наставничестве
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Тамбовская областная детская клиническая больница»
(ГБУЗ «ТОДКБ»)
ПРИКАЗ
16.11.2018 г Тамбов № 431
Об утверждении Положения о Наставничестве в ГБУЗ «ТОДКБ»
В целях оказания практической помощи в профессиональном становлении, в приобретении профессиональных знаний и навыков молодыми специалистами медицинского профиля, впервые поступившими на работу в ГБУЗ «ТОДКБ», а так же для формирования и развития института наставничества ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о Наставничестве в ГБУЗ «ТОДКБ» согласно приложению к настоящему приказу.
2. С приказом ознакомить всех лиц, указанных в приказе, под роспись.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на педагога-психолога отдела организационно-методической, научной работы, учета и медицинской статистики Загузову Т.А.
Главный врач В.Г. Виницкий
Разработчик:
Загузова Т.А.
Приложение №1
к приказу ГБУЗ «ТОДКБ»
Положение
о наставничестве
в «Тамбовской областной детской клинической больнице»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Наставничество - общественное явление, направленное на совершенствование качества индивидуального обучения молодых специалистов медицинского профиля: врачей, медицинских сестер (далее - молодых специалистов). Наставничество представляет собой школу профессионального воспитания, являющегося одним из основных разделов воспитательной деятельности трудового коллектива. Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики, средством воспитания и обучения медицинских работников, впервые принятых на работу в медицинскую организацию после окончания образовательного учреждения, а также и в период обучения в образовательном учреждении при прохождении производственной практики в медицинской организации.
2. Целью наставничества является приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, приобретение профессионального мастерства и уровня компетенции молодых специалистов в медицинской организации, овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни медицинской организации.
3. Наставником может быть специалист, имеющий стаж работы по данной специальности не менее 7 лет, первую или высшую квалификационную категорию, пользующийся уважением в коллективе.
4. Кандидатуры наставников предлагаются заместителями главного врача, членами Совета наставников, Научного совета, главной медицинской сестрой, по согласованию с заведующими отделениями, в соответствии со следующими личностными качествами: позитивный стиль общения и мировосприятия, педагогические навыки, умение решать проблемы, способность выделять приоритеты, особенности личного влияния и авторитет среди коллег.
5. Списочный состав Совета наставников утверждаются руководителем «ТОДКБ».
6. Наставник назначается приказом главного врача «ТОДКБ» не позднее месяца со дня трудоустройства молодого специалиста в медицинскую организацию на основании добровольного согласия сторон, вследствие доверия руководства. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально до 6 месяцев. При необходимости сроки наставничества могут быть продлены до 1 года.
7. За наставником закрепляется не более трех молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставническая работа.
8. Критериями соответствия роли наставника следует считать: готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии; способность применять современные подходы к обучению; служить положительной моделью в профессии и общении.
Сотрудники, имеющие дисциплинарные взыскания, к наставнической работе на период действия данного взыскания не привлекаются.
9. Критериями работы наставника являются: владение технологией воспитательного процесса, умение осуществлять функции управления в виде целеполагания наставляемого, мотивации и планирования его обучения и достижение цели в запланированные сроки.
10. Замена наставника производится в соответствии с приказом главного врача «ТОДКБ»:
- при прекращении наставником трудовых отношений;
- при переводе (назначении) наставника в другое отделение медицинской организации;
- при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
11. Наставник составляет план по форме согласно приложению №2 к настоящему Положению и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста.
12. В течение десяти календарных дней по окончании срока наставничества, установленного приказом главного врача «ТОДКБ», наставник составляет отчет об итогах наставничества по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению и, согласовав его с заведующим отделением, представляет руководителю медицинской организации.
При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессиональных навыков и умений.
13. Отчет об итогах наставничества после его рассмотрения главным врачом «ТОДКБ» приобщается к личному делу молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество.
14. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- освоение и использование молодым специалистом, в отношении которого осуществлялось наставничество, теоретических знаний в практической деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
- самостоятельность молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с профессиональной деятельностью.
15. Администрация «ТОДКБ» , профсоюзный комитет имеют право поощрять наставников за проводимую ими успешную наставническую работу с молодыми специалистами.
II. ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
1. Организация и проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в становлении индивидуальных профессиональных навыков, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечению к участию в общественной жизни медицинской организации.
2. Воспитание молодых специалистов на примерах работы лучших работников «ТОДКБ». Использование личного примера наставника в воспитании молодых специалистов.
3. Ознакомление с историей «ТОДКБ», этапами ее деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению.
4. Ознакомление с условиями быта и оказание моральной поддержки молодому специалисту в решении сложных для него проблем.
5. Вовлечение молодых специалистов в выполнение научно-практической работы.
6. Формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения.
7. Привлечение молодых специалистов к организации и проведению праздников (день медицинского работника, юбилейная дата медицинской организации или подразделений медицинской организации, чествование передовиков и ветеранов здравоохранения).
8. Постоянное совершенствование форм и методов наставничества.
9. Изучение и внедрение передового опыта наставничества других организаций здравоохранения.
10. Подведение итогов работы по наставничеству.
III. ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
1. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением о наставничестве, должностной инструкцией.
Наставник обязан:
- максимально индивидуализировать процесс воспитания молодого специалиста;
- составлять план работы с молодым специалистом и оценивать ее эффективность с регистрацией результатов в дневнике;
- просто и доступно заострять внимание молодого специалиста на проблемных для него вопросах и своевременно их устранять, ненавязчиво поддерживать, осуществлять помощь в утверждении профессионального мастерства, уметь выслушать;
- получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и иных личностных способностях;
- содействовать ознакомлению молодого специалиста с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, с организацией работы в медицинской организации;
- передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- периодически докладывать заведующему отделением о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине и поведении, результатах его профессионального становления;
- составлять отчет по итогам наставнической работы.
Наставник имеет право:
- подавать предложения при решении вопросов о перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста;
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.
За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от данной работы.
2. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, обязан:
- выполнять правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации и руководствоваться в работе должностной инструкцией;
- в соответствии с поставленными задачами овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить и использовать в работе действующее законодательство и нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинской организации и конкретного специалиста;
- максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в медицинской организации;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
- дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на работе и вне работы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:
- пользоваться имеющейся в «ТОДКБ»
служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к заведующему соответствующим отделением медицинской организации.
3. Права и ответственность наставников и молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставническая работа, основываются на правах и ответственности сотрудников медицинской организации, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими должностными обязанностями.
Приложение N 2.
к положению
о наставничестве в «ТОДКБ»
План
Фамилия, имя, отчество молодого специалиста, в отношении которого
осуществляется наставничество _______________________________________________________________
должность_________________________________________________________________
Период наставничества с _____________ 20__ г. по _____________ 20__ г.
N п/п |
Мероприятия по наставничеству |
Сроки исполнения |
Отметка об исполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Социально-психологическая адаптация |
|||
1.1. |
Представление молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставничество, с коллективом, ознакомление с организационной структурой медицинской организации |
||
1.2. |
Ознакомление с должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка медицинской организации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовой дисциплиной в коллективе |
||
1.3. |
Иные мероприятия |
||
2. Профессиональная адаптация |
|||
2.1. |
Изучение действующих нормативных документов по: |
||
2.2. |
Освоение и совершенствование практических навыков в работе специалиста |
||
2.3. |
Изучение порядка оформления документации |
||
2.4. |
Изучение вопросов медицинской этики и деонтологии |
||
2.5. |
Оказание консультативной помощи в работе по специальности |
||
2.6. |
Изучение медицинской литературы |
||
2.7. |
Выполнение самостоятельных практических заданий |
||
2.8. |
Ознакомление с положением о санитарном просвещении, формами пропаганды здорового образа жизни |
||
2.9. |
Проверка навыков, знаний и умений, приобретенных молодым специалистом, в отношении которого осуществляется наставничество |
||
2.10. |
Представление лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, отчета о профессиональной служебной деятельности |
||
2.11. |
Иные мероприятия |
Наставник________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
__ ___________ 20__ г.
Молодой специалист, в отношении которого осуществлялось наставничество____________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
__ ___________ 20__ г.
Приложение N 3
к положению
о наставничестве в «ТОДКБ»
Отчет об итогах наставничества
Молодой специалист______________________________________________
Наставник________________________________________________________
Период наставничества с _____________ 20__ г. по _____________ 20__ гг.
Проведенные мероприятия
Выводы по итогам наставничества
Рекомендации по итогам наставничества
Наставник_______________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
__ ___________ 20__ г.
Ознакомлен:___________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись лица, в отношении которого осуществлялось
наставничество)
__ ___________ 20__ г.