ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Тамбовская областная детская клиническая больница

Консультативно-диагностическая поликлиника: 8(4752)58-00-37
Консультативно-диагностическое отделение Перинатального центра: 8(4752)58-13-18
Электронная почта: post@odb.tambov.gov.ru
RSS

Время на ребенка есть!

Description: C:\Users\User\Desktop\8d800b26-b5f7-4054-a422-a91e5c5b0046.pngО чём чаще всего мы разговариваем c детьми, когда встречаемся с ними в конце рабочего дня? Чаще всего спрашиваем как его дела и слышим ответ его «нормально», затем обмениваемся еще парой шаблонных фраз и расходимся по своим комнатам. Вот и все общение.

То, что с детьми надо разговаривать, ни для кого не секрет. Хороший душевный разговор – основа доверительных отношений, которые, помогут Вам «не потерять» ребенка. Поэтому рекомендуют общаться с детьми «тет-а-тет»  минимум 15 минут в день. Многие утверждают, что разговаривают больше, но если убрать из этих бесед вопросы: «Ты поел?», «А что поел?», «Как там в школе?», «Какие у тебя оценки?», «Что вам задали?», «Уроки сделал?», то в итоге 15 минут могут показаться вечностью.

Закономерен вопрос, о чем же тогда говорить?  Для начала нужно перестать задавать стандартные вопросы, ведь они создают иллюзию общения – нам лишь кажется, что мы в контакте с ребенком, а на самом деле – это не так. Более того, к подростковому возрасту дети настолько устают от наших автоматических вопросов, что они не только не хотят больше играть в автоматические ответы, но иногда вообще отказываются общаться.

Так как же сделать общение с детьми более личным и сокровенным, дающим возможность открывать мир друг друга, а также, как в ситуации постоянной нехватки времени всё-таки это время найти. Целесообразно практиковать душевные семейные беседы за ужином. Все члены семьи, включая родителей, рассказывают свою историю: самое яркое впечатление дня. Заметьте! Яркое впечатление подразумевает как радостные, так и печальные события – то, что запомнилось больше всего. Вопрос о том, что нового я узнал, побуждает более внимательно относиться к происходящему вокруг. Вот примерный список открытых вопросов для Ваших совместных бесед:

-          Какое настроение у тебя было в течение дня?

-          Во что вы играли с друзьями?

-          Что тебя сегодня расстроило (или напугало)?

-          Что тебя сегодня порадовало (или насмешило)?

-          Какую глупость ты сегодня сделал?

-          Какой поступок, которым стоит гордиться, ты сегодня совершил?

-          Что тебя сегодня удивило?

-          Что сегодня было самым скучным?

Заранее хотим Вас успокоить: в самом начале разговоры не сразу складываются. Ведь настоящая беседа подразумевает внимание к себе и своему опыту, в том числе умение его анализировать. Этому тоже нужно учиться. Детям младшего возраста, которые испытывают трудности описания своего дня, можно предложить: вспомнить хронологию событий дня,  перечисляя события, он обязательно вспомнит что-то, что его взволновало.

На самом деле дети обожают эти семейные беседы. Со временем, это становится приятным, объединяющим времяпрепровождением. Главное не забывать, что беседа – не допрос. Пусть разговор будет теплым, плавным и очень душевным. Не критикуйте, не оценивайте, не давайте советов, которых ребенок не просит. Просто наслаждайтесь общением. Важно самим делиться новостями, открытиями и тем, что у вас в течение дня произошло. Это вдохновит ребенка на собственный рассказ. Когда вы делитесь своими впечатлениями и историями, это не только сближает вас с ребенком, но и подталкивает к собственному развитию. Рассказ о том, как прошел день и чему новому вы научились, становится своеобразным самоанализом и важными вопросами самому себе: «А что происходит в моей жизни? Что интересного я могу рассказать своему ребенку и чему его научить?»

Детям, особенно подросткам, также важны истории родителей из детского периода и периода взросления – о том, как они справлялись с проблемами и сложными ситуациями. Через этот опыт подростки учатся преодолевать трудности и решать непростые вопросы, которыми наполнен период взросления. Именно поэтому подросткам нужно чуть больше внимания и приватности в общении. Конечно, лучше поговорить с каждым ребенком с глазу на глаз. Но если для детей доподросткового возраста общая беседа за столом не мешает рассказать про свои новости и переживания, то для подростка необходима более интимная обстановка и свои, особенные темы. Обсудите с ним в индивидуальной беседе:

-          «Как твои дела с друзьями?» Отношения со сверстниками – это фактически единственное, что его в этот период волнует. Спрашивайте, как его друзья и как складываются отношения с ними. Делайте это персонифицировано, с именами. Например: «Ты рассказывал, что вы вчера поссорились с Васей. Как у вас сегодня?» И помните, что это должно идти не от желания допросить, а от искреннего интереса к жизни ребенка.

-          «Могу ли я что-то для тебя сделать?» («Нужна ли тебе какая-то помощь/поддержка от меня?») Этот вопрос задавать подросткам очень важно: они не всегда сами придут за помощью, но очень часто в ней нуждаются.

-          «Может быть, мы вместе что-то поделаем?» Этот вопрос снимает стандартный контекст «обязаловки», вроде «садись делать уроки» или «иди мой посуду», и становится приглашением отвлечься и провести время за каким-то приятным совместным занятием.

Совместное время с ребенком - это может быть что угодно: фильмы, книги, игры, любой предмет, который увлекает вашего ребенка и то, что вы могли бы пообсуждать вместе. Например: «Я сегодня посмотрела интересный ролик– хочу тебе его показать. Мне кажется, он тебя заинтересует». Не важно, что вы выберете для обсуждения – выставку или новую компьютерную игру. Правило одно: это должно быть интересно обоим! Не нужно обсуждать что-то «высокодуховное» только для того, чтобы выполнить программу «Я хороший родитель», когда при этом вы оба зеваете. Найдите то, что по-настоящему захватывает вас обоих.

Экспериментируйте, придумывайте темы для бесед, будьте открыты. Качественное общение, когда вы с ребенком искренне вовлечены в совместный диалог, очень сближает. Вы начинаете понимать, чем живет ваш ребенок и что его беспокоит, открываете для себя его мир. Поэтому не лишайте себя удовольствия от общения друг с другом и оставайтесь с детьми в контакте.



Минздрав
80
80
80