Проектный офис по разработке и внедрению стандартных операционных процедур для среднего медицинского персонала подвел первые итоги работы.
Оказание квалифицированной сестринской помощи невозможно без внедрения стандартов ее оказания и системы контроля качества профессиональной деятельности медицинской сестры.
Для реализации этого важнейшего направления развития в Тамбовской областной детской клинической больницы, в рамках работы Совета медицинских сестер, был создан Проектный офис по разработке и внедрению стандартных операционных процедур (СОПов). В задачи Проектного офиса входило регламентирование нормативных требований к выполнению сестринских манипуляций и создание эталонов для проведения аудита их выполнения.
Стандартная операционная процедура (Standard Operation Procedures) СОП – это документ, строго регламентирующий выполнение конкретного вида работы. По сути, это документально оформленный набор инструкций или пошаговых действий, которые надо осуществить, чтобы квалифицированно и качественно выполнить ту или иную работу. Несомненны преимущества, достигаемые при применении СОПа – это чёткое распределение задач по компетенции, а также обеспечение качества и логической последовательности действий. Этот документ служит в качестве справочника для проверки на соответствие и дает возможность чётко работать персоналу.
«Разработать подобный документ не просто – делится опытом главная медицинская сестра Тамбовской областной детской клинической больницы Наталья Карасева - СОПы разрабатывались наиболее грамотным и квалифицированным персоналом, с обширным запасом знаний и опытом работы в той сфере, которую необходимо было стандартизировать. На предварительном этапе Проектному офису было необходимо проанализировать, как работа выполняются на текущий период, какие ошибки и недочеты имеются. Затем сотрудники изучили все необходимые нормативные документы, стандарты и методические материалы, и лишь после такой комплексной работы приступили к разработке СОПов. Таким образом, даже подготовительная работа явилась частью процесса самообразования»
СОПы проходили апробацию в отделениях, коррегировались санитарно-эпидемиологической службой ТОДКБ, и затем утверждались администрацией больницы. На сегодняшний день в больнице разработаны, прошли апробацию и внедрены в практическую деятельность среднего медицинского персонала около 40 стандартных операционных процедур.
«Грамотно разработанный СОП является хорошим инструментом при проведении внутреннего и внешнего аудита. Анализируя по чек-листу сбои и ошибки мы можем быстро установить и устранить источник проблемы и улучшать качество оказываемой помощи» - подчеркивает Наталья Карасева.
СОПы в учреждении разработаны по различным направлениям профессиональной компетенции среднего медицинского персонала. Они охватили все сферы деятельности специалистов среднего звена: подготовку пациентов к диагностическим исследованиям, выполнение сестринских манипуляций и лечебных процедур, реализацию противоэпидемических мероприятий, соблюдение первостепенных требований к обороту лекарственных препаратов в отделении. Вследствие того, что учреждение оказывает медицинскую помощь различным возрастным категориям пациентов (от 0 до 18 лет), СОПы разрабатывались с учетом данного фактора. Они все имеют дублированный вариант алгоритма выполнения, с учетом возрастных особенностей пациента.
«Мы стараемся избежать самой главной ошибки, полагать, что написание СОПов автоматически решает какую-либо практическую задачу! - говорит член проектного офиса Анастасия Павликова. - Итоговая цель заключается в том, чтобы все написанное в СОПе было реально внедрено в практику. Соответственно основной работой членов проектного офиса, является активная работа с персоналом по обучению сотрудников новым СОПам и выработка профессионального автоматизма при оказании медицинской помощи нашим пациентам»
Стандартная операционная процедура делает процесс оказания медицинской помощи и его результаты последовательными, согласованными, предсказуемыми и воспроизводимыми. Основные задачи, которые решаются в процессе внедрения СОПа – это фиксация совокупного опыта персонала и стандартизация наилучшего способа выполнения работы, реализация возможности самопроверок и упрощение ввода в работу новых сотрудников.