«Школа молодых специалистов» Тамбовской областной детской клинической больницы активно продолжает свой образовательный маршрут.
Более 20 молодых медицинских сестер и медицинских лабораторных техников Тамбовской областной детской клинической больницы осваивают профессиональные компетенции под руководством опытных сотрудников и своих наставников. Работа Школы в текущем учебном году, по традиции, направлена на формирование и расширение базовой системы знаний у молодых специалистов учреждения, а также, освоение используемых современных лечебно-диагностических технологий и методик, применяемых при оказании медицинской помощи детям.
Специалисты первого года работы, под руководством своих кураторов-наставников, уже познакомились с историей развития здравоохранения в регионе, с действующими нормативно-правовыми актами в различных сферах своей деятельности, с требованиями санитарного законодательства и правилами ведения медицинской документации.
Оказание квалифицированной сестринской помощи невозможно без внедрения стандартов ее оказания и системы контроля качества профессиональной деятельности медицинской сестры. Так что изучение СОПов (Стандартных операционных процедур) – является неотъемлемой составляющей образовательной программы. Стандартная операционная процедура (Standard Operation Procedures) - это регламентирование нормативных требований к выполнению сестринских манипуляций и создание эталонов для проведения аудита их выполнения.
Очередное плановое занятие в «Школе молодых специалистов» было посвящено изучению стандартной операционной процедуры, которая регламентирует внешний вид среднего медицинского персонала на рабочем месте.
Целью настоящего СОПа является установление единых требований к внешнему виду среднего медицинского работника ГБУЗ «ТОДКБ». В регламентирующем документе учреждения подробно прописаны:
· общие требования к внешнему виду медицинской сестры при выходе из отделения.
· требования к внешнему виду медицинских сестер палатных (постовых) на рабочем месте.
· требования к внешнему виду медицинских сестер режимного кабинета на рабочем месте.
«Требования, предъявляемые к внешнему виду сотрудника, это не только вопрос имиджевой составляющей, а самое главное, это требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Медицинская униформа имеет различия, которые зависят от вида выполняемой деятельности, от функции, которую в данный момент осуществляет работник» - пояснила учащимся наставник, старшая медицинская сестра отделения патологии новорожденных и недоношенных детей ТОДКБ Анастасия Павликова.
Опрятный внешний вид медицинского работника, обаятельная манера общения – это факторы, влияющие на эмоциональное состояние пациентов. Когда ребенок видит медицинскую сестру в чистом белоснежном халате, со спокойным, ясным, приветливым взглядом, у него исчезает тревога, уменьшается боль.
«Исторически сложилось представление о белом халате как о символе духовной и физической чистоты. Белый цвет ассоциируется со стерильностью, безопасностью, аккуратностью, то есть, по сути, с теми синонимами, которые непосредственно связаны с медициной. В настоящее время установлено, что определенный цвет по-разному влияет на сетчатку глаз, нервную систему, психическое состояние человека. Белый чистый халат медицинского работника создает благоприятный фон для общения с больным, свидетельствует об уважении к своей профессии, является в какой-то мере одним из факторов эмоционального воздействия на пациента. Нельзя забывать, что пациенты хотят видеть медицинского работника идеальным специалистом, но если они обнаруживают недостатки в его внешнем виде, то относят их к его профессиональной деятельности. Поэтому в нашей больнице в Кодексе этики и служебного поведения четко определены требования к внешнему виду медицинского работника на рабочем месте» - отметили в психологической службе Тамбовской областной детской клинической больницы.
«Разработать подобный документ не просто – делится опытом главная медицинская сестра Тамбовской областной детской клинической больницы Наталья Карасева - СОПы разрабатывались наиболее грамотным и квалифицированным персоналом, с обширным запасом знаний и опытом работы в той сфере, которую необходимо было стандартизировать. Грамотно разработанный СОП является хорошим инструментом при проведении внутреннего и внешнего аудита. Анализируя по чек-листу сбои и ошибки мы можем быстро установить и устранить источник проблемы и улучшать качество оказываемой помощи» - подчеркивает Наталья Карасева.
СОПы в учреждении разработаны по различным направлениям профессиональной компетенции среднего медицинского персонала. Они проходили апробацию в отделениях, коррегировались санитарно-эпидемиологической службой ТОДКБ, и затем утверждались администрацией больницы. СОПы охватывают все сферы деятельности специалистов среднего звена: подготовку пациентов к диагностическим исследованиям, выполнение сестринских манипуляций и лечебных процедур, реализацию противоэпидемических мероприятий, соблюдение первостепенных требований к обороту лекарственных препаратов в отделении. Вследствие того, что учреждение оказывает медицинскую помощь различным возрастным категориям пациентов (от 0 до 18 лет), СОПы разрабатывались с учетом данного фактора. На сегодняшний день в больнице разработаны, прошли апробацию и внедрены в практическую деятельность среднего медицинского персонала около 40 стандартных операционных процедур.